Skip to main content

Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира

Идея защиты культурного достояния человечества, принадлежащая всемирно известному художнику, мыслителю и гуманисту Николаю Константиновичу Рериху, обрела реальность международного договора (Пакта Рериха) ценой немалых усилий, приложенных как самим инициатором Пакта, так и его сподвижниками из Европы и США. Однако личный вклад жены миротворца – Елены Ивановны Рерих в распространение и утверждение идей Знамени Мира почти не освещался и не исследовался.

Между тем в учении Живой Этики, являющемся главным результатом деятельности Е.И.Рерих, в особенности в книге «Иерархия», подробно раскрываются значение и эволюционная суть Знамени Мира – Знамени Культуры, – и самым широким образом поставлена проблема Культуры как единственного средства, способного по-настоящему объединить человечество и спасти планету от постигших её гибельных катаклизмов.

«Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры, – говорится в книгах Учения, – <...> Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чём заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несёт лучшее будущее»[1].

В своих письмах в Европу и США Е.И.Рерих неоднократно затрагивала тему правильного понимания значения Знамени Мира и называла охрану культурного достояния первейшим долгом каждого государства. Упорное и систематическое проведение в жизнь идей Пакта и Знамени Мира есть та благородная обязанность, которую человечество должно по мере сил выявлять во всей своей жизни. «Если общественный голос однажды не будет услышан, то это не значит, что его не следует повторять и твердить со всею стойкостью. Ведь охранение культурных ценностей живет не только в пределах правительств, но именно в сознании народных масс»[2]. Великое воспитательное значение Знамени Мира Елена Ивановна видела прежде всего в том, что действенный пример бережного отношения к проявлениям человеческого творчества закладывает в сознании масс, и в первую очередь подрастающего поколения, уважение к духовным ценностям, без которых немыслимо существование человечества.

Можно издать закон, запрещающий уничтожение памятников культуры, но никакие постановления, никакие принудительные меры не в силах остановить разрушительные процессы в человеческой душе. Избавиться от духовных язв и одичания, считала Елена Ивановна, помогут только принятые «сознаниями просветлённых умов» спасительные начала Красоты, Знания и Культуры.

«Именно, многие, вернее, множества, – читаем мы в письмах Е.И. Рерих к З.Г.Фосдик, – не отдают себе отчёта в неотложности не только принятия, но и в поднятии Знамени Мира для внедрения в сознание народа и грядущих поколений великого значения охраны Сокровищ Культуры для всей мировой эволюции. Без охраны достижений Культуры человечество вернётся к временам варварства худшего вида, ибо будет обладать всеми разрушительными средствами при полном омертвении и параличе высших центров, которые одни дают нам высшую жизнь и бессмертие. Люди до сих пор не верят в существование живых мертвецов, между тем – их множества!»[3]

Эпистолярное наследие Е.И.Рерих, письма деятелей Рериховского движения, журналы заседаний членов правления Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и другие архивные материалы свидетельствуют о том, что участие Елены Ивановны в движении Знамени Мира сводилось не только к совместным с мужем путешествиям по древнерусским городам (1903-1904), которые принято считать датой рождения рериховского проекта спасения сокровищ культуры, или к моральной поддержке Николая Константиновича на всех стадиях реализации его плана. Можно с полной уверенностью утверждать, что без её активной деятельности выход движения на международную арену был бы невозможен. В пользу этого утверждения говорит хотя бы то, что с февраля 1934 по октябрь 1935 г. Николай Константинович находился в Маньчжурской экспедиции, и вся деловая переписка по Пакту была сосредоточена в руках Елены Ивановны. Её личные качества – незаурядный ум, энергичность, умение разбираться в людях – являли самую мощную опору делам.

Работа Елены Ивановны Рерих по продвижению Пакта шла по трём основным каналам: Европейский Центр в Париже, учрежденный Нью-Йоркским Музеем Николая Рериха, Латвийское общество имени Н.К.Рериха, Постоянный Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира в Нью-Йорке.

Европейский Центр, учрежденный Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, расположенный в Париже. «Контактным лицом» был генеральный секретарь Центра, специалист по международному праву Георгий Гаврилович Шклявер (ум. 1970). Он участвовал в разработке проекта Пакта (1929), а также в организации и проведении Первой и Второй международных конференций за Пакт Рериха и Знамя Мира (Брюгге, 1931, 1932), отвечал за продвижение и популяризацию Пакта в европейских странах, деловые встречи с политическими деятелями и влиятельными лицами, формирование общественного мнения (публикации в прессе, устройство культурных выступлений при Центре и т.д.).

«Дипломатическая кампания в пользу Пакта продолжает развиваться, – сообщает Шклявер в своём письме Е.И.Рерих от 4 ноября 1934 г. – и я рад сообщить Вам о нескольких успехах в этой области. Удалось, наконец, получить письменную официальную декларацию о Пакте со стороны Французского Правительства. <...> Я уже сообщал Вам, что Болгарская, Венгерская, Сиамская и Финляндская Миссии передали своим Правительствам Пакт на рассмотрение. Теперь Греческая, Ирландская Миссии, а также Миссия Республики Сан-Марино уведомили нас, что их Правительства изучают Пакт, в согласии с нашими представлениями. Таким образом, ширится круг Держав, заинтересованных вопросом о спасении сокровищ человечества»[4].

К сожалению, несмотря на усилия сотрудников Европейского Центра, поддержку многочисленных научных и образовательных учреждений и выдающихся деятелей Старого Света, государственные аппараты «ведущих держав» отмолчались, официальной реакции на меморандумы не последовало.

«Что сказать о продвижении Пакта в Европе? – читаем мы у Е.И.Рерих. – Разговоров и всяких обещаний много, но трудно сказать, во что выльются они в ближайшем будущем. Ведь Европа так занята сейчас совсем иными соображениями и стоит она на пороге многих событий. Знаю лишь, что во многих странах начинали работать Комитеты по Пакту и некоторые из них вскоре прекращали своё существование из-за недостатка инициативы и постоянства в лицах, составивших этот Комитет; другие работают, но поступления от них очень скудны. Главное затруднение в том, что везде скудность в настоящих людях. Много светляков и мотыльков слетаются на свет, но какая польза от них? Но если вспомним, что на проведение в жизнь Красного Креста потребовалось 17 лет, то мы можем гордиться уже достигнутыми результатами и вооружиться терпением для дальнейшего продвижения»[5].

Латвийское общество имени Н.К.Рериха. Продвижением Пакта в Прибалтийских государствах занимался Карл Стурэ (1877-1961), педагог, председатель Латвийского общества Рериха в 1934-1936 гг. Он встречался с литовским министром иностранных дел, с министром народного просвещения Литвы, с политическими деятелями Эстонии; на конференции министров иностранных дел Эстонии, Латвии и Литвы с целью учреждения Союза Балтийских государств, состоявшейся в августе 1934 года, он представил латвийскому министру доклад о желательности общего признания Пакта Знамени Мира со стороны Союза Прибалтийских государств.

«Как было бы прекрасно, если бы Прибалтийские страны оказались из первых поднявших этот великий Символ всего Прекрасного, – пишет Е.И. Рерих К.И.Стурэ. – Не думаете ли Вы, что неплохо было бы предложить образовать такой Комитет или Комитеты для проведения Пакта в Прибалтийских странах? Впрочем, это, конечно, Вам виднее. <...> Идея охранения Произведений Человеческого Гения так прекрасна и так насущна, что хотелось бы скорее провести её в жизнь. Ведь сколько лет пройдёт, пока сознание масс приучится уважать то, что будет охранено Знаменем! А время не терпит. Только что в Испании разрушена стариннейшая церковь с картинами лучших мастеров. Грозен синодик разрушенных неоценимых сокровищ! Пора остановить это варварство»[6].

В декабре 1934 года стало окончательно известно, что все три Прибалтийские державы изъявили согласие на ратификацию Пакта.

Однако Прибалтийские страны не смогли присоединиться к торжеству в Белом доме по причине того, что ими не было получено официальное приглашение от Госдепартамента США. «Из Риги до меня повторно доходят сведения, что никаких уведомлений ни Правительствами, ни местными Американскими Посольствами не получено. Как нужно это понять? Ведь если бы такое официальное уведомление, или, как называют его в Риге, приглашение к Ратификации Пакта, от Северных Соединённых Штатов было вовремя получено Прибалтийскими странами, то, возможно, что к этому дню они прислали бы и свои подписи»[7].

Постоянный Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира в Нью-Йорке (основан в 1929 г., президент Л.Хорш, почётные президенты Н.К. и Е.И. Рерихи) занимался организационной работой по распространению миротворческих идей Н.К.Рериха. Каждый из американских учеников Е.И.Рерих, безусловно, внёс свою лепту в развитие миротворческого движения, однако главным действующим лицом была журналистка и общественная деятельница Франсис Грант (1896-1993), которую Е.И.Рерих называла «вестником доброй воли в обеих Америках». С 1929 года Ф.Грант регулярно посещала латиноамериканские державы с лекционными турне и передвижными выставками картин Н.К.Рериха, выступая в музеях, университетах и различных обществах, встречаясь с художниками, писателями, музыкантами, общественными и политическими деятелями, в числе которых были президенты Чили, Эквадора и Перу. В странах, которые она посетила, были основаны общества имени Рериха. Эти культурные связи сыграли решающую роль в том, что страны Южной Америки первыми поддержали идею Знамени Мира. Свою миротворческую деятельность Грант продолжала в течение всей жизни, и впоследствии её справедливо назовут «пионером отношений между США и странами Латинской Америки». В архиве Центра-Музея имени Н.К.Рериха представлены её письма, адресованные Е.И.Рерих, которые достаточно подробно отражают историю движения Знамени Мира в 1933-1935 гг., в частности, содержат отчёты о многочисленных поездках Ф.Грант в Вашингтон для консультаций с протектором Пакта Г.Э.Уоллесом, встречах с представителями стран Латинской Америки, а также руководителями Панамериканского Союза – д-ром Л.Роу и д-ром Г.Боргесом. Письма эти исполнены глубокого уважения и признательности Елене Ивановне за советы и руководство.

В результате в ноябре 1933 года в Вашингтоне была проведена Третья международная конференция за Пакт Рериха, в которой приняли участие официальные представители 35 государств. Конференция подготовила рекомендацию о принятии Пакта правительствами всех стран.

Спустя месяц, в декабре 1933 года, Седьмая конференция Панамериканского союза в Монтевидео (Уругвай) единогласно приняла резолюцию, рекомендующую правительствам Америки примкнуть к Пакту Рериха. 11 августа 1934 г. Ф.Д.Рузвельт официально уполномочил Г.Э.Уоллеса подписать Пакт Рериха от имени Соединённых Штатов.

Воплощая Пакт Рериха в жизнь «на американском этапе», Елене Ивановне и её сотрудникам пришлось преодолеть немало препятствий. Основное противодействие было выказано со стороны Государственного департамента США, руководители которого сначала воспринимали Пакт как частную инициативу, затем пытались изъять имя Николая Рериха из формулировки договора.

Однако главный урон, причинённый Госдепартаментом, заключался в том, что, несмотря на обещания разослать правительствам стран-участников Вашингтонской конференции официальное уведомление о ратификации Пакта в Белом доме, это сделано не было. В результате ряд европейских и азиатских держав, пожелавших присоединиться к Пакту в апреле 1935 года, не смогли принять участие в его подписании по, казалось бы, формальной причине – из-за отсутствия приглашения от Госдепартамента.

Подписание Пакта об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников состоялась 15 апреля 1935 года в Белом доме, в Вашингтоне, в присутствии представителей двадцати одного американского государства. «Принятие Пакта – настолько благородное действие, – писала Е.И.Рерих, – что страна может гордиться тем Правителем, который утвердил это принятие»[8]. Надо сказать, что Елена Ивановна вообще очень хорошо относилась к Ф.Д.Рузвельту. Сохранилось несколько её писем, адресованных президенту США, относящихся к периоду 1934-1936 годов. Оригиналы этих писем находятся в Нью-Йорке, в Библиотеке Франклина Д.Рузвельта, расположенной в Гайд-парке. В настоящий момент мы не располагаем сведениями, существовали ли ответные письма Ф.Д.Рузвельта, возможно, что и нет, но, без сомнения, письма Елены Рерих к главе могущественной державы сыграли свою роль, в частности, способствовали сближению двух стран – будущих союзниц по антигитлеровской коалиции.

В июле 1935 года Пакт прошёл обязательную ратификацию Сенатом США, однако дальнейшая история его складывалась трагически, словно иллюстрируя высказывание Е.И.Рерих о том, что «всё большое, всё новое, всё истинно эволюционное неизбежно вызывает и наибольшие противодействия и глумления». После предательства Л.Хорша, разорвавшего свои отношения с Рерихами во второй половине 1935 года, Нью-Йоркский комитет Пакта и Знамени Мира (в котором Хорш исполнял обязанности президента) прекратил своё существование. Прекратилось финансирование Европейского Центра.

*  *  *

После окончания второй мировой войны, повлекшей за собой разрушение огромного количества величайших культурных сокровищ, необходимость международного соглашения об охране стала очевидной для всего прогрессивного человечества.

В 1945 году Е.И.Рерих обращается к своим американским сотрудникам З.Г. и Д.Фосдикам с предложением возобновить работу Комитета Знамени Мира. Понимая, что в существующих обстоятельствах проявить широкую деятельность было невозможно, Елена Ивановна рекомендовала начать с малого, сравнивая деятельность Комитета с «предварительным посевом полезных зёрен», которые в урочный час принесут урожай. Основными направлениями работы Комитета были освещение истории Пакта и Знамени, составление так называемого Инвентаря Культурных Сокровищ (опись уничтоженных, частично разрушенных и ещё сохранённых памятников культуры, снабжённая фотографиями и пояснительными статьями), издание маленьких бюллетеней, посвящённых охранению культуры, с осведомлением о новых достижениях и культурных очагах. «…Будить сознания к важности всестороннего значения Культуры для жизни стран и народов является неотложным долгом каждого истинно культурного человека. Без цементирования Пространства ни одна благая Идея не может осуществиться на Земле»[9].

В 1948-1949 годах Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира действовали в Италии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Португалии, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии и на Кубе. В августе 1948 года Правительство Индии, возглавляемое Джавахарлалом Неру, приняло решение об одобрении Пакта Рериха. Для последнего обстоятельства немало потрудился младший сын Елены Ивановны – Святослав Николаевич Рерих.

В 1950 году Нью-Йоркский комитет Пакта Рериха и Знамени Мира передал всю документацию по Пакту ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила на основе этих документов проект международного соглашения, и 14 мая 1954 года конференция ООН в Гааге приняла «Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооружённых конфликтов». К сожалению, сам символ Знамени Мира конвенцией не был принят – вместо него утвердили сине-белый щит, заострённый книзу. Постоянный Комитет, возглавляемый Дедлеем Фосдиком, выразил свой протест, но безрезультатно. В доступных для изучения письмах нет сведений о том, как отреагировала Елена Ивановна на такой поворот событий, однако из нескольких её комментариев, относящихся к тому же периоду, можно предположить, что мудро и спокойно, зная, что благие зёрна обязательно взойдут в положенный срок и ничто уже не может умалить значение Пакта в недалёком будущем. «...Ярый интерес будет поднят в силу новых обстоятельств. Ведь каждая мысль, идея и действие имеют свои волны подъёма и ныряния. Это необходимо для нахождения нового уровня»[10].

Вышла ли сегодня идея Знамени Мира на тот новый уровень, о котором писала Елена Рерих? Сегодня, когда безумие Апокалипсиса нарастает, когда кажется, что ниже уже просто некуда падать? Но не будем спешить с суждениями, давайте вспомним мудрое предостережение Рерихов – ни на минуту нельзя ослаблять себя мыслью о том, что тьма сильнее Света. Нельзя рассчитывать на то, что понимание неотложности охраны культурного достояния вдруг снизойдёт на человечество. Чтобы преодолеть трудности, осуждение, а то и открытое противодействие носителей старого сознания, нужны годы и годы напряжённых усилий. И эти усилия уже дают свои плоды. Предложенный когда-то Николаем Константиновичем специальный флаг, объявляющий объектом неприкосновенности сокровища культуры и искусства, – и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всём мире. За прошедшие десятилетия Знамя Мира обрело новых сторонников, готовых приложить свои лучшие силы на благо культуры, и это именно общественные силы, на которые делала в своё время главную ставку Елена Ивановна, писавшая о том, что «история будущего отметит Знамя Мира наравне с величайшими идеями, преобразившими сознание человечества»[11].

Составлено по материалу:
Книжник Т.О. Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира // Культура и время, 2005. №4. С.52-61.


[1] Иерархия, 331.

[2] Рерих Е.И. Письма. Т. IV. М., 2002. С.441.

[3] Рерих Е.И. Письма в Америку. В 4 т. Т. III. М., 1996. С.74-75.

[4] Письма Г.Г.Шклявера Е.И.Рерих // ОР МЦР. Ф. 1. (Вр.) №2187. Л.27об.-28 (письмо от 4 ноября 1934 г.).

[5] Рерих Е.И. Письма. Т. III. М., 2001. С.691-692.

[6] Рерих Е.И. Письма. Т. II. М., 2000. С.429.

[7] Рерих Е.И. Письма. Т. III. М., 2001. С.156-157.

[8] Рерих Е.И. Письма в Америку. В 4 т. Т. III. М., 1996. С.78.

[9] Рерих Е.И. Письма в Америку. В 4 т. Т. IV. М., 1999. С.267.

[10] Рерих Е.И. Письма в Америку. В 4 т. Т. III. М., 1996. С.428-429.

[11] Рерих Е.И. Письма. Т. II. М., 2000. С.263.