Skip to main content

Живая Этика и новая парадигма культуры

Оглавление:
Проблема новой парадигмы культуры
Концепция культуры в системе познания Живой Этики
Культурно-историческая концепция Н.К.Рериха
Функции культуры в её новой парадигме
Выводы
Литература

 

Живая Этика дает возможность глубже осмыслить во многом удивительное и столь важное явление, которое мы называем привычным словом «культура». Речь идет о проникновении в суть её природы, необходимость которого продиктована временем. Ибо рассуждения вокруг культуры вне осознания её космичности, а также подмена её эволюционного смысла иными понятиями не дадут выхода из кризисного состояния общества; отвлечённое же к ней отношение, постепенно переходящее в полное игнорирование, приведёт к ещё большей бездуховности, к ещё более глубокому и тотальному упадку всех аспектов цивилизации. Бездуховность – значит без духа, без высших связей, без целостного понимания человека и учёта тонкой материи, без Космоса и всех тончайших взаимодействий. Лишь обращение к глубинам природы человека, не оторванного от сложной и многомерной реальности Космоса, познание сущности и основы его эволюции может дать выход из кризиса. При вдумчивом рассмотрении такой основой будет именно культура.

 

Проблема новой парадигмы культуры

В начале XXI в. всё более активизируется процесс формирования новой научной картины мира, в котором ведущую роль играют разработки, осуществляемые в русле идей космического мышления. В связи с этим повышается степень актуальности дальнейшего исследования научного и философского наследия двух выдающихся русских учёных и мыслителей – Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, которые внесли в формирование космического мышления огромный вклад. Та научная картина мира, которая основывается на социологическом мироощущении, испытывает в наши дни значительную трансформацию ввиду разработки всё большего количества концепций, учитывающих многогранные связи человека с Космосом, а также раскрывающих сами механизмы таких связей. Среди этих подходов особое место занимает концепция культуры, которая была выдвинута и развивалась Н.К.Рерихом и Е.И.Рерих в первой половине XX в. Данная концепция основана на методологических положениях философской системы Живой Этики и, по существу, многогранно раскрывается на страницах всех её томов. Эта концепция подробно разработана Н.К.Рерихом в его философско-художественных очерках о культуре, также ряд важных её аспектов содержится в эпистолярном наследии Е.И.Рерих. Наконец, крупным действенным выражением данной концепции явился специальный международный договор по охране ценностей культуры – Пакт Рериха.

Научное и философское наследие Рерихов несёт в себе стройную методологию изучения факторов и механизмов, обусловливающих то единство человека с Космосом, о котором размышляли ведущие учёные и философы-космисты прошедшего века. Основой этого единства выступают прежде всего нравственные и этические моменты. Здесь надо сказать, что, например, такой крупный учёный, как В.И.Вернадский, в понятие «ноосферное сознание» включал космические истоки морали, отмечая, что должна существовать новая мораль, которая соответствовала бы этим истокам [8, с. 155]. В целом же, в пространстве космического мышления формируются новая научная картина мира и новая парадигма человека, которые базируются на энергетическом мировоззрении. А это, в свою очередь, предполагает становление соответствующей парадигмы культуры, в которой представление о различных видах энергии и материи играет особую роль.

Под самим понятием «парадигма» мы будем подразумевать то её определение, которое распространено в науке о культуре. Парадигма рассматривается как «совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения исследовательских задач. <…> Смена парадигмы – нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена парадигмы есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследовательских методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования» [7, с. 307]. Новая парадигма неотъемлема и от определённых новаций в мировоззрении.

Содержащиеся в Живой Этике методологические положения [25, с. 53-58] выступают основой качественно новых взглядов на культуру и являются той самой моделью и образцом, согласно которым может проводиться её изучение. Важно то, что осмысление культуры в пространстве идей Живой Этики предполагает изменение отношения к природе самой культуры, что продиктовано, прежде всего, особенностями энергетического мировоззрения и более широким пониманием сущности материи. Кроме того, уже само название философской системы – «Живая Этика» – содержит в себе принципиальную новизну в отношении к культуре. Можно вполне определённо утверждать, что ранее этика не рассматривалась в приложении именно к космической эволюции человека, где существует тесная связь между этическими принципами, космическими законами и продвижением человека по бесконечной лестнице усовершенствования своей материи. А в таком, эволюционном, смысле этика, открывающая новые грани осознания жизни человека в беспредельности, предстаёт именно живой.

Принципиальное отличие данной концепции от других существующих взглядов на культуру заключается в следующем. В науке о культуре утвердился ряд парадигм, концепций и подходов: эволюционистская, плюралистическая, концепция игровой культуры, идеи, развитые в рамках структурализма, материалистическая теория и др. Их анализ позволяет выделить основные свойственные им принципиальные положения. Это идея всеобщности человеческой культуры; уподобление культуры организму (с точки зрения эволюционизма); культура как организм, проходящий возрастные ступени отдельного человека (с позиции циклических теорий); постепенность эволюционного процесса; идея культуры как символического тела и воплощения определённой уникальной души, лежащей в основе каждой культуры; культура как особая бессознательная установка, выполняющая роль внутреннего цензора; культура как совокупность знаковых систем; концепция игры как культурно-исторической универсалии и т.д.

Уже этот предельно краткий перечень идей и позиций позволяет уловить направление мысли, в котором осуществлялось изучение культуры. Во всём множестве порой прямо противоположных идей (перечисление которых можно ещё продолжать) всё же есть нечто общее, а именно то, что культура в основном рассматривается в плоскости социологического мироощущения (хотя и во всем богатстве взаимодействия разнообразных культурных форм, самих культур и т.д.). Вполне очевидно, что вышеназванные парадигмы и теории не рассматривают культуру и её создателя – человека – в контексте эволюции всей космической структуры. Такое рассмотрение возможно в поле иного мышления – космического, где важнейшее место отводится духу человека как неотъемлемой части Мироздания, выступающей в виде реальной космической энергии (а также как творческая, познавательная и преображающая сила [25, с. 48-49]). В пространстве же духа под воздействием энергоинформационного обмена, собственно, и формируется культура. Это принципиально иной подход к осмыслению её природы.

Социологическое мироощущение получило достаточно широкое распространение, поэтому все явления, в том числе и культура, рассматривались в его рамках, ограничиваясь лишь общественными отношениями, отделёнными плотной завесой от эволюционных механизмов космической беспредельности. Н.А.Бердяев писал: «Все социальные учения XIX века были лишены того сознания, что человек – космическое существо, а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он находится в общении с миром глубины и с миром высоты» [1, с. 130]. В данном контексте нелишне отметить, что во второй половине XIX в. большое влияние на становление науки о культуре оказывает сложившаяся в то время этнографическая наука, в русле развития которой культура становится объектом специального изучения. Исследования особенностей бытности народов, постижение самого человека в рамках социологического мироощущения эпохи накладывало соответствующий отпечаток и на изучение культуры, которая рассматривалась преимущественно в аспекте социальных функций. Но уже с рубежа XIX–XX вв. положение дел в научно-философском осмыслении человека и окружающего мира начало качественно и заметно меняться. С того времени в России начался длительный и масштабный процесс формирования нового космического мышления, в пространстве которого русские мыслители в числе других концепций развивали концепцию культуры.

Рассмотрение культуры как глубинной сущности человека-микрокосма, культуры, которая задействована в общей эволюционной схеме Мироздания, развито в научном и философском наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, а также в трудах академика Л.В.Шапошниковой, развивающей концепцию культуры Рерихов в наши дни. Это кардинальное отличие от иных концепций позволяет поставить вопрос о том, что идеи этих мыслителей относительно природы культуры составляют основу новой её парадигмы, требующей глубокого научного изучения. Еще раз подчеркнем, что отличительной чертой новой парадигмы является то, что культура вводится в общекосмический эволюционный процесс и при этом рассматриваются составляющие и механизмы этого процесса.

 

Концепция культуры в системе познания Живой Этики

Космос и человек. Именно это взаимоотношение необходимо рассмотреть прежде, чем раскрывать природу самой культуры. Понятие «космическая эволюция человечества», суть которого представлена на страницах Живой Этики, подразумевает осмысление развития человека в контексте эволюции всей космической структуры, обладающей такой важной характеристикой, как единство действующих в ней законов, охватывающих все уровни структуры.

В сущности говоря, все объекты мира, в том числе и человек, находятся в Космосе под влиянием его бурной энергетической жизни, его ритмов, химизма пронизывающих его лучей, потоков различных частиц материи, магнитных токов, импульсов и т.д. В системе познания Живой Этики речь идет о Космосе, вещество которого состоит не из мёртвой материи, предположительно «осветленной» кое-где в космических глубинах редкими искрами жизни, а из духо-материи, материи разнородной и одухотворённой, а значит, живой. Можно также назвать такое новое направление научного познания, как косморитмология, изучающая влияние космических ритмов на земную жизнь, – всё это не позволяет рассматривать развитие Вселенной как случайное или хаотическое. А если оно закономерно и упорядочено, то едва ли мёртвая материя может выступать началом всей этой сложнейшей организованности. И можно ли предположить, что сама красота Космоса – есть результат случайного соединения частиц безжизненной материи? Допустить такое, может быть, и можно, но, видимо, это будет намного сложнее, чем принять идею о разумной и одухотворенной основе Мироздания. Очевидно также, что для того чтобы из хаоса возник порядок (на любом уровне), необходим соответствующий энергетический импульс со стороны более высокоорганизованной структуры. Согласно выводам синергетики, для прохождения процесса самоорганизации в любой среде важно энергетическое воздействие из окружающего мира от более высоких самоорганизующихся систем. Е.И.Рерих, освещавшая в своих трудах многие космологические вопросы, а также особенности космической эволюции человека, записывала, что «случайность не может руководить прогрессом человечества» [12, с. 192]. Здесь заметим, что современными учёными ставятся вопросы о невозможности объяснить, скажем, биологическую эволюцию только с точки зрения хаотических мутаций и отбора, так же как и о том, почему эволюционное развитие идёт от простого к сложному, – иными словами, в чём причина направленности этого развития [напр., см.: 3]. В целом, именно в таком Космосе, ставящем перед нами много непростых вопросов, творит человек – создатель культуры.

По существу, в Живой Этике представлена и достаточно подробно разработана новая концепция человека. В этой философской системе человек назван «высшим проявлением Космоса», ему отведено важнейшее место в творчестве и строительстве космическом [2, 25]. Будучи носителем космических сил и энергий, а также обладая способностью к восприятию и претворению в своей деятельности космических ритмов, идущих от энергетически более высоких структур Вселенной, человек может оказывать эволюционное воздействие на материю. Иными словами, он не просто создает нечто из материи, а может преображать и возвышать её. Также само творчество человека, как и его природа, космично. Речь идет о возможности сознательно стать космическими сотрудниками [2, 503], что достигается лишь в результате огромных внутренних усилий по преображению, или усовершенствованию, своих качеств, вместе с ними – своей энергетики, а значит – и собственной духо-материи. В этом процессе явление культуры выступает основным. Причем культура, согласно Живой Этике, выступает в виде конкретной энергетической структуры, заключённой в человеке.

Культура – дух – сердце. Культура и её развитие в системе познания Живой Этики связывается с особого рода тончайшей энергией, которая, как значится в источнике, «для упрощения» пока названа духом и к обнаружению которой человечество подойдет, через область нервных центров [5, 42], которые, в свою очередь, тесно связаны с энергетическими центрами человека. Человек заключает в себе много энергетических центров, но только у одного из них – у сердца – происходит энергообмен с мирами иных измерений и более высоких состояний материи. Из этого следует самая главная характеристика культуры – связь с Высшим. Причём эта связь обусловлена развитием таких качеств, как милосердие, сострадание, любовь и им подобные, а также многими светлыми устремлениями, которые являются «путями сообщения с высшими энергиями» [17, 374]. Жизнь сердца человека основана на этой высокой связи, причина же бессердечия коренится в отходе от этой связи.

Далее необходимо остановиться на важном качестве духа как энергетической системы. Дух обладает свойствами магнита, ему присущи качества собирательности и накопления [12, с. 242]. Энергетический принцип магнита, которому в Живой Этике отведено большое место, лежит в основе многих процессов, даже жизнь человека основана на силе притяжения [2, 234]. Все объекты притягиваются друг к другу соответственно: высшее к высшему, тонкое к утончённым формам, более грубое к более плотному состоянию материи. Можно сказать, что магнитными свойствами духа обусловлен и сам космический энергообмен, играющий ключевую роль в процессе формирования культуры в энергетическом поле духа. «Связь между человеком и мировыми явлениями проявляется как соотношение магнитного явления. Человек потому не может себя выделить как величину самостоятельную из всего космического процесса», – записывала Е.И.Рерих в Живой Этике [2, 228]. Итак, магнит, магнитность – это свойство энергии, и дух человека обладает таким свойством. Кроме того, согласно Живой Этике, дух есть творческая сила, а значит,  процесс творчества связан с принципом притяжения и при самом творчестве происходит процесс энергообмена [2, 147]. Творчество можно понять как силу, связующую небо и землю (то есть различные состояния материи), ввиду чего сам дух творящего испытывает преображение, притягивая в свое поле соответствующие космические энергии и предоставляя возможность этим энергиям широко воплотить своё творческое начало. Человек творит с Космосом, и Космос творит через человека. Это ещё один важнейший принцип нового подхода к культуре, в понимании которой процесс и сущность творчества играют ключевую роль.

Психическая энергия – мысль. Эти глубоко взаимосвязанные явления также раскрывают грани культуры. Рерихи в своих трудах уделяли значительное место природе мысли, проблеме её научного изучения как двигателя жизни, как реальной, мощной и неуничтожимой энергии. Эта энергия связана с важным принципом притяжения. Энергии мысли присуща способность создавать новые сочетания, у неё есть свои законы распространения, и её последствия, как отмечала Е.И.Рерих, могут распространяться «далеко за пределы воображения» [12, с. 283]. Очевидно, что исследование природы мысли – важная грань в понимании роли культуры именно в космической эволюции человека. Н.К.Рерих, развивая идеи энергетического мировоззрения, записывал: «Трудно понять, что все мысли, являющиеся следствием нагнетения энергии, запечатлеваются в пространстве и подлежат общим физическим законам. Потому мы должны дисциплинировать себя в творческом мышлении, и в этом прекрасном творчестве сотрудничать со всем Космосом. <…> Напряженная мысль имеет все качества магнита» [13, с. 22].

В энергетике духа заключена особая сила мысли, её космичность, её беспредельность. Можно также сказать, что мощь мысли сосредоточена в пространстве культуры и совершенствование мысли может происходить лишь на её почве. Мысль высокая, творческая, наполненная высоковибрационной энергетикой духа открывает человеку возможность к космическому сотрудничеству. Живая Этика утверждает понимание мысли в её высоком качестве – неотделимо от сердца и от космического творчества.

Наконец, мысль тесно взаимосвязана с таким явлением, как психическая энергия, которая в свою очередь также связана с развитием сердца. Как отмечала Е.И.Рерих, мощь психической энергии основывается именно на развитии сердца. Отсюда становится понятным, почему психическая энергия имеет отношение к воплощению творческих идей [11, с. 229]. Следовательно, психическая энергия есть высокий вид энергии, основанный на связи человека с Высшим и имеющий отношение к явлениям духовности и творчества.

В целом, мы приходим к такой смысловой связке понятий: дух – сердце – сознание – мысль – психическая энергия – творчество – культура. Совсем не случайно эту цепь мы замыкаем именно культурой, которая синтетически вместила в себя все перечисленные явления, а значит, можно утверждать, что она занимает ключевое место в эволюции человека, причем в её космическом понимании.

 

Культурно-историческая концепция Н.К.Рериха

Качества, которые соединились в Н.К.Рерихе, были необходимы для решения глобальной проблемы человечества: сохранения мирового культурного наследия. Как историк и археолог, он погружался в прошлое, чтобы с помощью его уроков осмыслить пути будущего развития. Как художник, он оставил потомкам широкую панораму тех жизненных основ, которые мы называем непреходящими ценностями. Как литератор, он запечатлел в слове важнейшие вехи культурной эволюции человечества, которой придавал не узко-земной смысл, но рассматривал в космических масштабах. В этой многообразной деятельности вызревала концепция культурно-исторического процесса и связанная с ней идея международного соглашения по охране культурных памятников и просветительных учреждений, нашедшая выражение в подписанном позднее специальном Договоре – Пакте Рериха.

В начале 1930-х годов Н.К.Рерих писал: «Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре – сумма всех достижений огненного творчества» [14, с. 82]. Эти слова появились, когда за плечами их автора уже был большой опыт историко-археологических изысканий, тысячи километров пройденных экспедиционных маршрутов, сотни написанных картин. К тому времени Н.К.Рерих организовал и осуществил крупнейшую в плане научных исследований и уникальную в смысле художественных достижений экспедицию в Центральную Азию.

Основные идеи оригинальной концепции культуры Н.К.Рериха, который, основываясь на Живой Этике и выходя на вопросы космической эволюции, раскрыл её смысл и философское значение, впервые выявляет Л.В.Шапошникова, открывшая для науки имена Рерихов как выдающихся философов культуры. Можно констатировать, что глубокие исследования концепции культуры Рерихов пока представлены работами только этого учёного. Основываясь на её работах, а также трудах самого Н.К.Рериха, можно представить в кратком тезисном изложении ряд основных идей концепции культуры Н.К.Рериха.

1. Четкое разграничение понятий «культура» (сфера духа) и «цивилизация» («общественное строение жизни»), которые, несмотря на различную природу и назначение, в то же время представляют собой целостную структуру, где приоритет принадлежит культуре. Поэтому ухудшение и спад достижений цивилизации, выражающийся в кризисе экономики, политики, социальной сферы и т.д., есть, прежде всего, следствие упадка культуры, или духовного кризиса. По словам самого Н.К.Рериха: «Каждое отвращение от Прекрасного, от Культуры приносит разрушение и разложение. Наоборот, каждое обращение к Культурному строительству создавало все блестящие эпохи Ренессанса» [14, с. 103]. То глубокое взаимодействие, которое существует в паре «культура – цивилизация», позволяет объяснить основные особенности культурно-исторического процесса, в частности причины циклов расцвета и упадка исторических периодов.

2. Каждое явление имеет циклическое развитие, это касается и «культуры – цивилизации»: дифференциацию сменяет синтез. Установление гармонии во взаимодействии культуры и цивилизации (в случае их расхождения) является эволюционной целью. Далее должен последовать синтез этих двух явлений, который «утончит и одухотворит структуры, связанные с обустройством жизни самого человека» [26, с. 11]. В предстоящем синтезе культуры и цивилизации важнейшая роль принадлежит науке, причем науке трансформированной, основанной на нравственных принципах, лишённой отрицаний и предубеждений, открытой широкому познанию, учитывающей и использующей знания предыдущих эпох. Культура выступает как «синтез действенного Блага» [14, с. 42]. Культура двигает эволюцию, а находящаяся в гармонии с ней цивилизация являет собой «материю этой эволюции» [26, с. 16], при этом достижения цивилизации не могут существовать в отрыве от культурного развития и имеют цель в русле этого развития.

3. Эволюционная связь культуры с Учителями человечества, её связь с Высшим, с мирами иного состояния материи. Ввиду наступления очередного эволюционного витка будет происходить усиление этой связи в будущем.

4. Необходимость для культуры явления творчества, основанного на связи с Высшим, с материей и энергией высокого состояния. Язык творчества – язык сердца; в этом выражен смысл того начала, которое объединяет человечество. «Культура – есть сердце» [14, с. 42].

5. В Культуре – источник красоты, которая есть «энергетический закон гармонии духа» [26, с. 6].

6. Исторический (а значит, и культурный) процесс есть космическое явление; важнейшую роль в этом процессе играют механизмы энергетического обмена. Движения космических энергий неразрывны с такими культурно-историческими событиями, как переселение народов, которое происходит в ритме космической эволюции и которое связано с энергообменными процессами [22, с. 322, 355, 358].

7. Связь времён прошлого, настоящего, будущего, которая необходима для устойчивого развития социума, обеспечивается прежде всего культурной преемственностью, базирующейся на непреходящих ценностях.

8. Культура, её тонкое духовное поле неуничтожимо (несмотря на подверженность разрушению её материальных носителей) в отличие от преходящих, гибнущих цивилизаций; семенам культуры, как считал Н.К.Рерих, присуща вечная жизненность [14, с. 90].

9. Необходима действенная защита культуры, причём не только на уровне правительственных распоряжений, но и при активной роли общества в целом.

Научное осмысление концепции культуры Е.И.Рерих и Н.К.Рериха является необходимым условием эволюционного перехода к новой парадигме культуры.

 

Функции культуры в её новой парадигме

Поскольку природа человека рассматривается наукой о культуре преимущественно с позиций социологического мироощущения, все известные функции культуры – человекотворческая (гуманистическая), познавательная, адаптивная, интегративная, регулятивная, коммуникативная, аксиологическая, информационная и др. – имеют в основном социальную окраску (в сущности, и самой культурологией многие из этих функций характеризуются как социальные). Если же мы рассматриваем эволюцию человека в рамках целостной космической структуры, то социальные функции не могут, на наш взгляд, дать адекватную характеристику культуре. В таком случае логично вывести ряд функций культуры, которые соответствовали бы её новой парадигме как самоорганизующейся системы духа. (Этим не отвергаются прежние функции, которые на социальном уровне отображают проявления или воздействие развития культуры на поле духа человека.) Такими функциями могут быть следующие.

Связующая функция. Культура выступает важнейшим условием связи человека с высшими, более утонченными состояниями материи, высокоорганизованными космическими структурами, импульс которых и обеспечивает самоорганизационные процессы в энергетическом поле духа человека, а значит, и само существование и развитие культуры. Глубинная связь человека с Космосом, с Высшим происходит на уровне развития в нём этических, нравственных основ, или его культурного уровня. Таким образом, понимание этики значительно расширяется и включает не только межличностные и общественные значения, но, выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл. Этика есть главное условие того энергообмена, который двигает эволюцию человека. Как отмечается в книге «Сердце», «этика есть практическая фармакопея, чтобы простейшим путём привлекать пространственные энергии» [17, 104].

Любая энергия обладает вибрацией, уровень которой зависит от качества энергетики структуры – её носителя. Культура, имеющая отношение к высоковибрационной энергетике духа (как части космической структуры), находится в естественной связи с высокими космическими ритмами, дающими импульсы развития различным состояниям материи. Соответственно и все воплощения творчества духа человека – материальные носители культуры – также наделены как особой энергетикой, вложенной в них человеком-творцом, так и связями с энергетической жизнью Космоса. Взятые вместе, эти материальные носители культуры образуют обширное энергетическое поле, которое также связано с ритмами высоких космических структур и на базе которого плодотворно развивается цивилизация. В своей совокупности эти поля составляют энергетическое поле всей планеты, которое, в зависимости от силы и насыщенности, может притягивать (энергия как магнит) соответствующие энергии из Космоса. Таким образом, те процессы, которые происходят в духе человека (формирование культуры) под воздействием космического энергоинформационного обмена, отражаются на энергетике всей планеты, также задействованной в таком обмене. Эволюция человека и планеты тесно связаны, одна без другой не могут существовать. Из всего этого следует существование жизненно важной необходимости, или космической целесообразности, сохранения объектов культуры, которые связывают, образно говоря, Небо и землю. Чем выше культурный уровень человечества, тем в более полной мере и человечество, и планета входят в поле ритма космической эволюции, улавливая мощные импульсы от высоких космических структур. При этом тонкая энергетика Космоса, идущая к планете в результате энергообменных процессов, проявит свой созидательный характер, так как этому будет способствовать мощный и высокий потенциал культурного поля планеты и человечества.

Преображающая функция. Культура как самоорганизующаяся система духа, будучи неотъемлемой от творчества, преображает окружающую материю, способствуя её утончению и повышению уровня её энергетики. Можно также сказать, что преображение обеспечено космическим энергообменом, в котором задействован дух человека и вся планета. Развивающаяся в поле этого духа культура изменяет качество всех тонких структур человека. В целом, неотделимый от культуры этический и энергетический процесс преображения человека, то есть усовершенствование его внутренних качеств, – и есть основная составляющая пути его космической эволюции. Также постепенно преображается и та территория, на которой сосредоточено большое собрание культурных сокровищ, так как она заключает в себе высокую энергетику творений духа человека, связанную с соответствующими творческими ритмами самого Космоса. Важным фактором в этой функции выступает внутреннее, сознательное устремление человека к более высокому и совершенному.

Эволюционная функция. Культура есть устой космической эволюции, так как неотъемлема от творческой и преображающей материю силы духа, который задействован в общекосмическом эволюционном процессе. Действуя в рамках различных состояний материи, эта сила одухотворяет и совершенствует последнюю (то есть более грубые состояния духо-материи), что способствует достижению главной цели эволюции. Без культуры эволюционный процесс, охватывающий не только человечество, но и всю планету (эту связь в определённой мере можно продолжить и далее, в Космос), затихает, прекращается и поворачивает в сторону инволюции. Бескультурье как пренебрежение космическими законами в масштабах планеты, эволюционирующей вместе с человечеством, оборачивается глобальными кризисами и всевозможными природными катастрофами. Иными словами, без культуры нет эволюции человека, планеты, что, в определенной степени, учитывая принцип единства развития, не может не влиять и на космическую эволюцию в целом.

Спасительная функция. Именно в культуре, в её осмыслении, защите и всестороннем развитии состоит выход из того кризисного положения, в котором оказалось человечество. Как подчеркивал Н.К.Рерих, «выше панацеи Культуры не знало человечество». При исследовании культуры с точки зрения космического мышления раскрывается её приоритетное положение, как в духовном развитии, так и во всех сферах деятельности человека. Такой подход к культуре даёт возможность формировать вполне четкую стратегию выхода из тех многочисленных кризисов, которые в настоящее время ждут неотложного разрешения, главным из которых, стоящим в основе всех остальных, является кризис духовный, кризис культуры.

 

Выводы

1. Среди распространённых концепций и взглядов на культуру, идей по осмыслению её природы, которые широко предлагаются культурологией, нет такой концепции, в которой культура рассматривалась бы с точки зрения её задействованности в общекосмическом эволюционном процессе и при этом раскрывались бы особенности и механизмы этого процесса. В то же время такой подход существует в поле космического мышления. Идея включенности культуры в общие эволюционные процессы, протекающие в целостной структурированной системе Мироздания, развита в трудах Е.И.Рерих, Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой, в которых мы находим новое, фундаментальное представление о культуре, новые подходы к её изучению, пониманию эволюционной роли и закономерностей её формирования. Это существенное отличие от иных концепций дает все основания поставить вопрос о необходимости качественно новой парадигмы культуры, идеи которой постепенно развиваются в наши дни. Эту парадигму можно по праву назвать парадигмой самоорганизующейся системы духа. В трудах вышеназванных учёных содержатся методологические основы для её дальнейшего развития.

2. Новая парадигма культуры предполагает изменение отношения к её феномену, что продиктовано особенностями энергетического мировоззрения. В новой парадигме природа культуры и закономерности её развития раскрываются в контексте целостного взгляда на человека и весь культурно-исторический процесс. Этот взгляд предполагает неотъемлемость человека от особенностей развития всей космической структуры, поэтому культура здесь играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет не об отдельных идеях космичности природы человека и развивающейся в нём культуры, не о фрагментарных космических влияниях, но о природе культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Ведущая роль в раскрытии явления культуры как фактора космической эволюции человечества принадлежит Живой Этике, которая ныне в научных кругах именуется философией Космической Реальности. В целом же концепция культуры Рерихов является одним из крупнейших достижений научной и философской мысли XX в., и этот факт нельзя не учитывать.

3. Культура есть самоорганизующаяся система духа, задействованного в космическом энергоинформационном обмене с более высокими структурами Мироздания. Иными словами, в энергетическом поле духа человека происходят самоорганизующиеся процессы, которые формируют этот дух в систему культуры. В самоорганизующихся процессах важнейшим условием выступает импульс от более высоких самоорганизующихся систем. Культура предстаёт перед нами как явление природное, которое формируется естественно, в глубинах нашей духовной и космической природы. Всё это раскрывает особенности энергетического поля культуры, которое по своей тонкой природе неразрушимо, что отличает её от преходящей природы цивилизации. Это разные явления, их назначение и природа различны, но в то же время они постоянно находятся в глубоком взаимодействии, уровень которого обусловливает особенности конкретного периода культурно-исторического процесса какого-либо региона планеты. В целом же приоритет остается за культурой, которая выступает основой для благотворного развития цивилизации. Новой парадигме культуры соответствуют особые функции – связующая, преображающая, эволюционная и спасительная, – раскрывающие важные черты культуры как самоорганизующейся системы духа человека.

4. Принципы случайности и спонтанности не могут быть положены в основание развития Вселенной, а также в само возникновение законов, по которым происходит это развитие. В структурированной и развивающейся по строгим законам Вселенной закон ведущей роли Высшего является основой космической эволюции как в целом, так и в частных случаях, что находит отображение в самоорганизующихся процессах. Самоорганизация происходит благодаря воздействию более высокой и сложной системы. Подробно раскрываемая в Живой Этике концепция космического единства основывается на ведущем положении существования одухотворённого Космоса, на действии в нём разумных сил, высокоразвитых сознаний, стоящих на иных, более высоких ступенях космической эволюции. Из этого следует, что происходящая благодаря связи с Высшим самоорганизация духа человека, его развитие (то есть развитие того энергетического явления, которое мы называем культурой) подвигает к осознанию реальности существования разумной Иерархии в Космосе. Ибо лишь высшая система продвигает низшую, но не наоборот. Энергообмен с Высшим и есть основа развития культуры в глубинах человеческой природы. По существу, речь идет о научном обосновании реальности и самой необходимости Иерархии как главного строительного и эволюционного принципа в одухотворённой структуре Вселенной.

5. При рассмотрении культуры с точки зрения Живой Этики наиболее ярко выступает смысл того, почему Этика – Живая. Во-первых, культура занимает главное место в космической эволюции человека. Во-вторых, сама возможность обретения жизни в Беспредельности обусловлена развитием именно культуры, или беспредельным усовершенствованием духа человека, для которого Космос, более высокие состояния составляющей его материи, есть родной дом. И эту жизнь, это непрерывное продвижение человека по ступеням эволюции регулируют космические нормы жизни, т.е. этика жизни или Живая Этика.

 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. – 208 с.

[2] Живая Этика. Беспредельность.

[3] Гиндилис Л.М. Проблема Космического Разума в свете универсального эволюционизма // Философские науки. 2006. № 7. – С. 98-101.

[4] Дульнев Г.Н. «Золотое сечение» жизни. Введение в синергетику // Культура и время. 2006. № 2. – С. 58-71.

[5] Живая Этика. Агни Йога.

[6] Живая Этика. Иерархия.

[7] Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.: ООО «Издательство “Вече 2000”»; ООО «Издательство “АСТ”», 2003. – 512 с.

[8] Назаров А.Г. Что такое космизм в идее ноосферы // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы международной научно-общественной конференции. 2003. В 3 т. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2004. – Т. 1. С. 149-157.

[9] Рерих Е.И. Беседы с Учителем // Новая эпоха. 1999. № 1/20. – С. 49-56.

[10] Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2001. – 768 с.

[11] Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР; Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих; Мастер-Банк, 2003. – 384 с.

[12] Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000. – 464 с.

[13] Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. – 285 с.

[14] Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1997. – 200 с.

[15] Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. Н.А.Садовского. М.: Наука, 1987. – 240 с.

[16] Живая Этика. Мир Огненный. Ч. 1.

[17] Живая Этика. Сердце.

[18] Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г.Семёновой, А.Г.Гачёвой. М.: Педагогика-Пресс, 1993. – С.317-327.

[19] Шапошникова Л.В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. № 4. – С. 41-51.

[20] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1: Мастер. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998. – 624 с.

[21] Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005. – 1088 с.

[22] Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996. – 480 с.

[23] Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры // Защитим культуру: Материалы международной общественно-научной конференции. 1995. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996. – С. 78-86.

[24] Шапошникова Л.В. Учёный, мыслитель, художник. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2006. – 192 с.

[25] Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [Вступ. ст.] // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003. – С. 5-165.

[26] Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции [Предисл.] // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1997. – С. 3-24.

 

Составлено по материалу:
Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Живая этика и наука:
Материалы Междунар. научно-общест. конференции. 2007. –
М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2008. – 760 с.