Skip to main content

Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты

Рерих Н.К. Знамя Мира. 1931

Идея договора в защиту культуры (Пакт Рериха), подписанного 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне американскими государствами при участии наблюдателей из европейских стран, принадлежала русскому художнику и гуманисту Н.К.Рериху. В дни войны и в мирное время договорившиеся между собой страны обязывались охранять объекты культуры от вандализма и оказывать им покровительство и уважение. Структурно договор состоит из статей, которые учреждают необходимые меры для подобного покровительства. Так, исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения признавались «на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений»[1]. Договором предусматривалась также со стороны каждого из государств регистрация памятников и учреждений, на которые будет распространяться покровительство воюющих сторон. Уважением и покровительством также обеспечивались сотрудники названных учреждений, о чем было заявлено впервые в международной правовой практике.

Призывая к охране исторических памятников, Н.К.Рерих руководствовался тем, что без прошлого невозможно будущее. Он изучал культуру России, Запада и Востока не только как художник, но и как историк, археолог, философ и понимал, что, лишь обращаясь к накопленному опыту и достижениям, человечество может создавать новые культурные формы, поиск которых сохранит преемственность и явится импульсом к последующему развитию жизни.

Глубокое знание прошлого помогло Рериху увидеть, что в человеческой истории развитие важнейших направлений жизни было связано с культурой. Она определялась для него тем положительным, духовным, созидательным, что помогало человеку совершенствовать свою природу. «Культура, – писал Рерих, – есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра во всей его действенности. <...> Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа»[2].

Идея Пакта значительно шире правового документа и содержит в себе целостную концепцию защиты культуры. Особенность этой концепции состоит в том, что впервые перед человечеством была поставлена задача не только охраны исторических памятников и культурных учреждений, но и задача постижения эволюционной роли культуры, идеалы которой выражены в богатом материальном наследии прошлого.

Предлагая мировому сообществу идею защиты памятников культуры, Рерих понимал, что никакие договоры, заявления, декларации или обязательства сами по себе не спасут наследие человечества от разрушения, пока в общественном сознании не утвердится мысль о значимости творений человеческого гения. Никакие приказы не запретят войну, как невозможно просто запретить злобу или ложь. Он считал, что «терпеливым напоминанием о высших сокровищах человечества можно сделать эти исчадия тьмы вообще недопустимыми, как порождения темного невежества»[3]. Он был убежден, что нужны действия, что нужно поднимать общественность, так как одного государственного решения не бывает достаточно; что нужно, наконец, создавать традиции культуры, чтобы вытеснить из жизни понятие войны. Таким образом, Пакт обрел и глубокое символическое значение: за ним стоит жизнь и возможность лучшего будущего для всех стран и народов.

В своих многочисленных статьях и воззваниях[4] Рерих разворачивает целую программу действий по реализации идей Пакта в жизнь. Он говорит о целях Пакта и его задачах, провозглашая самую желанную для народов цель – мир. Рерих стремится привести человечество к миру, так как только в мире, где нет войн и насилия, человек может получить безграничные возможности для своего всестороннего развития, главным образом для нравственного и духовного.

Рериху доведется быть свидетелем трех революций и двух мировых войн, и, явно предчувствуя грозные времена, он уже в первые десятилетия XX века тщательно продумывал идею Пакта и как правового документа, и как системы нравственного возрождения народов.

Пакт Рериха, при его глубоком понимании, так же многогранен, как и сама культура, для защиты которой он был создан. Множество его взаимодополняющих и взаимопересекающихся функций охватывают практически все сферы человеческой деятельности. Среди этих функций:

Гуманистическая. Пакт Рериха обращен к человеку. Заложенные в нем идеи способствуют развитию человека как творца культуры и дают ему надежду на лучшее будущее.

Идеологическая. Пакт предполагает утверждение идеи культуры как ведущей творческой идеи, влияющей на качество жизни.

Законотворческая. Являясь международным правовым документом, Пакт обеспечивает уважение и охрану культурных ценностей и в военное, и в мирное время, т.е. всегда и постоянно, без условий и без ограничений.

Ценностная. Пакт предполагает развитие в молодом поколении понимания «ценности творчества, выразившегося в бессмертных созданиях»[5], что позволит, по мнению Рериха, открыть «пути к истинному прогрессу»[6]. Рерих полагал, что необходимо не только всемерно охранить культурное наследие, но и оценить его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух.

Педагогическая. Пакт предполагает воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества, которые дадут молодежи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре.

Патриотическая. Пакт призывает уважать историю народов, учит любви к Отечеству, его подвижникам и героям. Пакт, в представлении Рериха, должен служить воспитанию ответственности человека за жизнь, за свою Родину, за будущее мира. «Каждый человек, – писал он, – каждый член семьи человеческой несет на себе ответственность за мир во всем мире. Никто не имеет права сложить с себя высокую и прекрасную обязанность добротворчества»[7].

Просветительская. Пакт предполагает через лекции, опубликование разъясняющих и призывающих статей, выступления и манифестации утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей.

Коммуникационная. Пакт предполагает широкое сотрудничество народов во всех областях знания и искусства, а также совместный учет «религиозных, художественных и научных ценностей»[8], что приведет, по мысли Рериха, к взаимоуважению, лучшему знанию народами друг друга и утверждению достоинства каждой нации.

Охранительная. Пакт предусматривает провозглашение городов-музеев, которые будут лишены военной индустрии и военных условий и будут признаны неприкосновенными во время войн и международных конфликтов.

Миротворческая. Пакт предполагает, что понятия культуры и мира неразделимы, что «культура и мир являются священным оплотом человечества»[9]. Это значит, что вне культуры мира быть не может. Но мало провозгласить мир, подчеркивал Рерих. Благосостояние народов не достигается декретами, поэтому «нужно разоружиться в сердце и в духе»[10]. Именно сердце, говорил он, должно согласиться на сотрудничество, на разоружение. Отсюда следует большая задача на будущее – воспитание у человека не только интеллекта, нои сердца.

Объединительная. Пакт ставит своей целью содружество народов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть единое культурное достояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного.

Организационная. Пакт предполагает распространение и утверждение своих культурных целей через учреждение всемирного дня Культуры, когда одновременно во всех храмах, школах и образовательных обществах пройдут культурные акции, напоминая людям «об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни»[11].

Повсеместной организацией разных форм приобщения человека к культуре должны, по убеждению Н.К.Рериха, заниматься комитеты, кружки, общества, создаваемые теми, для кого понятие культуры наполнено конкретным содержанием и служение ей стало жизненной потребностью. Комитеты и общества, способствуя проведению идей Пакта в жизнь, должны ставить своей целью убедить местные правительства в необходимости ратификации Пакта в государственном масштабе.

Сочетая слово и действие, Н.К.Рерих за короткий исторический срок сумел показать, что идея культуры даже в мировом масштабе является не отвлеченностью и абстракцией, а реальностью жизни и творчества. По количеству созданных в 1930 - е гг. в Европе, Америке и Азии культурных организаций, просветительных обществ и комитетов, содружеств, клубов, движений[12], пропагандирующих идеи Пакта Рериха и осуществляющих творческую деятельность, можно говорить о его феномене.


[1] Знамя Мира. М., 1995. С. 317.

[2] Рерих Н.К. О Великой Отечественной войне. М., 1994. С. 15.

[3] Знамя Мира. М., 1995. С. 106.

[4] Статьи Н.К.Рериха 1930-х гг., посвященные Пакту: «Культура», «Прекрасное», «Духовные сокровища», «Преображение жизни», «Женщинам», «Корни культуры», «Собирание», «Мудрость радости», «Здоровье», «Сожжение тьмы», «Знамя Мира», «Зов о культуре», «Творящая мысль», «Хвала художникам», «О культуре и мире моление», «Ценность прекрасного», «Охраните!» и многие другие.

[5] Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 258.

[6] Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 258.

[7] Рерих Н.К. Химават. Самара, 1996. С. 107.

[8] Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. С. 256.

[9] Знамя Мира. М., 1995. С. 105.

[10] Знамя Мира. М., 1995. С. 89.

[11] Знамя Мира. М., 1995. С. 106.

[12] Количество культурных организаций насчитывалось не менее сотни.

 

Составлено по материалу:
Дьяченко И.Ю. Пакт Рериха: культурно-исторические аспекты
https://lib.icr.su/node/1672