Skip to main content

Эволюционное продвижение человечества связано со знаниями, которые расширяют сознание людей, обогащают мышление и делают возможным их дальнейший духовный прогресс. На каждом новом этапе этого продвижения космическая эволюция посылает такие знания. В ХХ веке они нашли свое воплощение в философской системе Живой Этики, все структурные элементы которой (принципы, законы, категории и т.д.) в своем единстве призваны нацелить людей Земли на эволюционный путь, подготовить их к осознанию новой ступени, устремить к формированию в себе более совершенного человека. Одним из явлений, которому в Живой Этике уделено особое внимание и которое само играет важную роль в космической эволюции человечества, является героизм.

Эволюционная роль героического начала проявляется в двух аспектах, обусловленных двойственным характером феномена героизма:

1) героизм – это качество духа человека;
2) героизм – это явление культурно-исторического процесса.

Итак, во-первых, героическое начало лежит в основе эволюционного восхождения отдельного человека. Как отмечается в Живой Этике, подвиги и героические деяния ведут к совершенствованию, ибо благодаря им создается «наибольший огонь сердца» [Сердце, 245]. Огонь в Живой Этике, или Всеначальная энергия, наполняет всю вселенную, выступая основой мироздания. Через свой внутренний огонь, как один из аспектов Всеначальной энергии, человек связан с бытием Космоса и процессами, происходящими в нем. Проявлением огненной природы человека являются его дух и сердце, мысль, а также психическая энергия. Накопление последней напрямую связано с развитием нравственных качеств. Развитие психической энергии обуславливает творчество каждой человеческой личности, ее способность к познанию и овладению своими возможностями. Таким образом, выявление «наибольшего огня сердца» при героических деяниях означает возрастание психической энергии, которая, в свою очередь, играет кардинальную роль в совершенствовании человека и обуславливает возможность его дальнейшего эволюционного продвижения.

Так у человека с развитым героическим началом внутренний огонь, или психическая энергия, достигает такого уровня, что он не только совершенствуется сам, но его благотворное влияние распространяется на других людей. «Мы знаем этих великих подвижников, которые насыщают пространство и окружающее своим огнем и вдохновляют на подвиг…», – отмечается в Живой Этике [Мир Огненный III, 41].

Говоря о втором аспекте эволюционной роли героизма, как явления культурно-исторического процесса, следует обратиться к такому процессу, как энергообмен. Жизнь в мироздании основана на энергетическом обмене между всеми его структурами. Именно энергообмен дает возможность получать и накапливать энергетику, необходимую для восхождения как человека, так и человечества. Главная же цель космической эволюции состоит в утончении, одухотворении материи, повышение ее энергетического потенциала. Герои – носители высокой энергетики подвига, самопожертвования, новых знаний, насыщают этой энергетикой все окружающее, одухотворяя плотную материю земного мира. Живая Этика указывает на то, что героические личности являются источником напряженных созидательных энергий, необходимых для эволюции.

Содействуя энергообмену между земным, плотным миром и мирами Высшего, более утонченного состояния материи, герой осуществляет эволюционное действо, или, как сказано в Живой Этике, «приближает течение космической эволюции» [Община, 147]. Ибо Высшие миры являются причиной и ведущим фактором земных событий. Одно из важнейших положений философии Живой Этики гласит: в процессе эволюции Высшее ведет за собою низшее – стоящее на более низкой ступени развития. Поэтому эволюция как одного человека, так и общества в целом невозможна без импульсов, исходящих от Высших миров. Эти импульсы воплощаются в деяниях конкретных людей, которые могут их воспринять и претворить в своей жизни и творчестве. Согласно одному из космических законов – закону созвучия, высокоэнергетический импульс требует высокого духовного уровня человека, его воспринимающего. А такой духовный уровень является следствием развитых нравственных качеств, накопленной психической энергии, проявленного героического начала. Именно герои способны воспринимать высшие импульсы, несущие важнейшие знания и высокую энергетику. Их миссия состоит в передаче этих импульсов людям, в создании того энергетического пространства, в котором будет формироваться следующая ступень духовного пути человечества. Через них, благодаря их самоотверженной деятельности, космическая эволюция осуществляет свое творчество на земле.

В Живой Этике раскрывается явление такого космического зова мироздания и ответа человека на этот зов, при наличии у него достаточного духовного устремления. Дух человека, который откликается на этот зов, пробуждает космическую силу и становится сотрудником космических сил. Такие люди несут в себе ярко выраженное героическое начало и могут вести за собой других людей, способных, в свою очередь, откликнуться на их зов. Именно поэтому указанный выше энергетический процесс, связанный с восприятием метаисторического импульса, является сугубо двусторонним: герой, устремленный к Высшему, получает импульс и передает его людям, от которых требуется ответная реакция, выраженная в любви и почитании героя. Так, отмеченное в Живой Этике усовершенствование сердца через лики героев и их подвиги, может происходить только при условии искреннего восхищения ими, сердечного стремления подражать. Только так происходит возрастание психической энергии человека, накопление необходимой для его продвижения энергетики. Героизм как абстрактное понятие, забытое или превращенное в искусственный культ, утрачивает возможность играть свою творческую эволюционную роль. Но еще более разрушительное воздействие на общество оказывает искаженное и попранное понятие героя. О ненормальности отношений в современном мире свидетельствует стремление оклеветать героев, отыскать у них человеческие слабости и недостатки, чтобы приравнять к своему, отнюдь не высокому, уровню сознания. Все это делает невозможным восприятие эволюционного импульса, тормозит продвижение общества и, в конце концов, приводит его к моральной деградации. Вот почему, оберегая от клеветы и невежества великие имена, мы тем самым спасаем свое собственное будущее.

Космическая эволюция через философию Живой Этики утверждает героизм как важнейшее и неизбежное качество новой эволюционной ступени. И на зов этой новой ступени может откликнуться каждый, чтобы в будущем стать сотрудником космических сил. И первым шагом на этом пути будет осознание своего внутреннего героического начала, вторым – сознательное его развитие в устойчивое качество, в естественное состояние человека Нового Мира.

Составлено по материалу:
Соколова Б.Ю. Героизм как отклик на зов эволюции в философии Живой Этики.
// Живая Этика как творческий импульс космической эволюции:
Материалы Междунар. научн.-общест. конф. 2011.
– М.: Междунар. Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2012. – 496 с.

 

Живая Этика о геоизме

Героем называют человека, который действует самоотверженно, но это определение не полно. Герой тот, кто действует самоотверженно, неуклонно, сознательно и, действуя во имя Общего Блага, тем приближает течение космической эволюции.
Можно встречать героев в текущей жизни. Не следует считать это понятие неприложимым. Страшась произносить такое понятие, мы сами отрываем путь в страну правды. Нужно познать геройство в жизни, нужно бесстрашно признать наличность врагов, нужно помнить, что меч есть жезл героя. Уменье обратить меч в жезл должно найти место среди трудового дня.
Община, 147.

Не слова, но наполнение пространства толкает вас в непреложном приказе. Уничтожение страха поможет вам в трудный час. Особенно трудно преодолеть сознание одиночества. В мудрых сказаниях часто упоминается единоличная битва. Боец – он же разведчик, он же советчик, он же решитель, он же герой. Заметьте, это слово было почти изгнано из словаря старого мира. Герой становится неприемлемым в жизни маленьких сердец. Как чужой, мог он стыдиться среди благомерия. Умейте быть там, где герои. Мир будет потрясен действительностью героизма.
Можно сегодня говорить вместо механики о герое. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.
Нужно без промедления дать такой материал. Для этого берегите тех немногих, которые могут давать. Уничтожение их не может быть оправдано.
Община, 234.

Можно по некоторым признакам различать народы восходящие и нисходящие. Народ, которому еще может предстоять восхождение, будет мечтать о герое, но дряхлому народу понятие героя будет обременительным и ненужным. Пусть этот народ еще залит золотом, пусть самомнительность пылает, но подвиг будет ему неприличен. Пыл явления дерзания покинул стены города рассудка.
Каждый помнит детей, ушедших из дома за счастьем, и сказки всех времен отдают счастье этим детям.
Агни-Йога, 46.

АЙ,261. Герой, истинно, ненасытен в подвиге. Он голоден действиями и готов воздержаться каждый час. Он не отрывается от Земли, действуя для духа. Неудержим и неотступен, не покинет начатого и не начнет себе принадлежащего.
Агни-Йога, 261.

Разве герои древности похожи на героев современности? Разве герои древности нуждались в запасе неистощимого энтузиазма? Их подвиги были кратки, и один взрыв огня мог напитать их энергию. Теперь же длительность подвига и совершенная истощенность сил земной атмосферы требуют непомерного напряжения энергии. Самый тяжкий удар, самый грозный призыв вспыхивает от одного взрыва, но длительность и повторность нуждаются в целом ряде токов.
Когда он говорит: «Не могу покинуть поле битвы», он впитывает новые силы. Мы готовы дать поток, возобновляющий силы соответственно твердости решения не покидать битвы, но знаем, как трудно нести свет во тьме, ибо этот свет видим другим, но не несущему. Кроме того, спящие не выносят света.
Вообще наблюдайте, кто не нуждается в тьме для сна – огонь их духа уничтожает тьму. По отдельным привычками узнаем бойцов. Когда же их зрение блуждает по тьме, содрогаясь от беспросветности, Мы говорим: «Вас слушает пространство». Сеятель не считает брошенных зерен. Ибо он сеятель, но не жнец.
Посев поручается более доверенному работнику. Длинно поле, но опытная рука не устанет. Нам сказано: «Творите героев».
Агни-Йога, 290.

Даже воображение создается лишь длительным опытом вековых накоплений. И все качества духа подлежат тому же закону. Также и качество героизма должно быть создано и закалено в жизни. Мы не случайно напоминаем дни бывшего героизма перед часом, когда снова крепость духа должна проявиться. Напоминаем, как скоро славный, несломимый героизм будет проявлен. Так пробуждаются накопления духа. Как же может создаться сознание красоты героизма, если он не был оправдан опытом жизни? Как же можно утверждать, что героизм прекрасен, если дух не будет помнить восторг лучей подвига? Что же может подымать нас поверх хаоса ничтожества, как не крылья подвига? Так лучше всего, когда Иерархия может извлечь искру точных прежних чувствований, укреплявших и возносивших дух.
Иерархия, 438.

Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопроса¬ми, как поступили бы ученики на месте героев? Нужно не вкладывать в учеников определенные ответы, наобо¬рот, открыть поле всяким соображени¬ям, так учащиеся вступят на первое испытание. Потому нужно с первых лет приучать к свободному выбору последствий.
Сердце, 241.

В школах не следует читать лишь о героях. Несколько безымянных примеров судьбы шатунов будут уместны. Яркое пламя подвига еще больше засияет от судьбы тушителей.
Мир Огненный I, 89.

Путь радостного подвига стократно короче, нежели путь плачевной обязанности. Как твердо должны помнить эту заповедь путники огненного шествия. Только знак подвига вознесет их над опасностью, но значение подвига нужно воспитывать в сердце, как радость духа. Можно не заметить самый благой путь, если глаз не следует за звездою подвига. Нужно даже самые потемки осветить Светом Единым. Ничто, никто и никогда не заставит обернуться во тьму.
Мир Огненный II, 427.

Подвиг должен быть предметом беседы в каждый знаменательный день. Нужно принять подвиг как нечто призванное и не устать говорить и мыслить о нем. Несчастье порождается умалением подвига. Точно в малую дверь вносят большое подобие храма и при толчках дома ломают самые цен¬ные украшения.
Мир Огненный I, 424.

МО-2,428. Мечтание должно преобразоваться в дисциплинированное мышление. Уже древние мудрецы советовали матерям передавать детям сказания о героях и знакомить их с лучшими песнями о подвигах. Неужели теперь человечество откажется от этих мудрых заветов? Мир Огненный прежде всего открыт героям и подвижникам.
Мир Огненный II, 428.

МО-3,43. Сердце героя знает самоотверженность во имя Общего Блага. Оно знает самоотречение и Великое Служение. Ведь путь героя усеян не всегда венцами человеческой благодарности. Ведь путь героя идет тернистыми тропами. Потому нужно всегда почитать тропу самоотверженности, ибо каждое продвижение по лицу Земли, утверждающее героизм духа, есть явленный залог нового начала. Сколько героев духа могло быть на пути человеческом как факелы ведущие! Но незаметны эти огни духа глазу невежества. Так, на пути к Миру Огненному нужно почитать героев каждодневной жизни, которые насыщают жизнь достижением каждого часа. Община труда должна воспитывать этих героев, ибо столбы народа утверждаются только качествами героизма духа и сердца. Тот, кто знает героизм самоотречения, не будет случайным героем времени - рекорды пространства отметят навсегда труды героя духа.
Мир Огненный III, 43.

Не будет рождаться радость от саможаления и мужество от сомнения. Между тем одно слово о подвиге должно вдохновлять. Одна мысль о продвижении должна удесятерять силы. Какое дело подвижнику до всех драконов! Он не замечает разъяренных зверей, ибо вдохновение есть щит верный.
Аум, 446.

Сознание взрослых иногда отмирает на некоторое время, когда дети остро воспринимают ценные качества. Взрослые нередко не звучат на понятие героизма, но дети любят народных героев. Они восхищаются подвигами и мечтают видеть самих себя на месте борцов за правду. Невозможно лишать детей этого живого источника вдохновения, на всю жизнь останется такое светлое горение. Не чувственность это устремление, но рост сознания, соприкоснувшегося с образом прекрасным.
Братство, 470.

Самые отважные герои могли рассказывать о детских видениях, о снах, о голосах, зовущих и приказывающих. С самого детства слагались мысли, ответ на которые приходил много позднее. Герой мог поведать, насколько какая-то сила направляла его поступки. Герой мог бы произнести нежданные слова, значение которых он понимал лишь со временем. Так Наше влияние наполняет многих деятелей и укрепляет их мужество. Можно поблагодарить Нас за постоянную заботу об образовании героев.
Надземное, 98.

Нужно при всех условиях сохранять чувство героизма. Только этим мерилом можно познать и продвижение в будущее. Мы делим героев на бессознательных и определенных. Те, кто знает, ради чего они трудятся и страдают, уже будут определенными героями. Не убоятся они опасностей, хотя и будут знать их истинные размеры. Среди пространственных токов, среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что их земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабляет напряжения. Они сознают, что в любом состоянии они продолжат подвиг. Ничто не воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер.
Различие между бессознательными и определенными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить, но определенные герои не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить им свое сердце. Там, где преисполнено сердце, там совершается полет в будущее. Суровое знание опасности лишь дает герою радость.
Надземное, 130.

Нас очень признают за особое достижение, когда и в удаче, и в неудаче человек неуклонно стремится к избранной цели. Но для этого нужно избрать цель и понять, что вне ее нет продвижения. Из такого убеждения складывается подвиг. Требуется некоторый подвиг от каждого человека. Само понятие подвига должно быть зовущим, но не устрашающим.
Еще Он учил о качестве подвига: «Каждый улучшающий качество труда своего уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу».
Надземное, 174.

Каждый герой, могущий взглянуть чистыми глазами, уже будет опасен для жителей-сорников. Помните, как люди поступали с Периклом? Пусть в школах, наряду с изучением жизни героев, также познают и отношение людей к ним, – так составится летопись человечества.
Надземное, 202.

Что же представляют собою герои и мученики? В смысле энергетическом они составляют как бы живые вулканы, извергающие напряженные энергии. Действительно, такие напряжения необходимы для эволюции. Таким образом, мы снова приходим к сочетанию этики с биологией. Учение новой жизни показывает, что энтузиазм и есть благословенное напряжение. Люди не могут быть без этих ведущих вспышек. Если в Космосе взрывы будут созидательными импульсами, то и взрывы человеческие также нужны для эволюции.
Многие называют героев и мучеников фанатиками, но (Мы) не любим это определение, оно лишь затемняет лучшую сторону героизма. Наоборот, истинный герой знает учение самоотвержения. Он идет не для поражения чего-то, но для лучшего приложения своих сил.
Невозможно спорить против мнения, что мученики сейчас не существуют. Иные думают, что такие понятия принадлежат ветхой древности. Неправда, постоянно усиливаются как героизм, так и мученичество, но все идет в массы народа и потому трудно различимо. Нужно не раз повторить, что народы создают совершенно новый ритм жизни.
Мыслитель знал, что толпы обратятся в народы, и тогда будет оценен труд самоотверженный и героизм.
Надземное, 272.

Также знаете, что жизнь мертва без героя. Спросите всех жителей Земли – случалось ли, что они не имели перед собою привлекательного образа героя? Каждый школьник признается, что он с детства лелеял в сердце избранника. Яркие деяния утверждали лучшие порывы. Также сознаются, что никто не учил их почитанию героя, но это качество родилось самостоятельно.
Именно основы бытия рождаются самостоятельно, они приходят из хранилища «чаши». Долго они существовали внутри как уроки Тонкого Мира. Нередко люди не умеют выразить словами эти заветы, но все же они живут и в сужденный час преображают жизнь.
Не уставайте твердить об Учителе и Герое, оба понятия, в сущности говоря, одно и то же. Они ведут за собою к преуспеянию. Они помогают переносить тяжесть жизни. Они будут источником мужества.
Надземное, 463.

Урусвати знает различие между подвигом и благоразумием. Подвиг мо¬жет быть прекрасен, величественен, торжественен, мудр и поражающ, но никто не определит подвиг как благоразумие.
Если бы Жанна Д'Арк обратилась к старейшинам своего села, говоря о подвиге, они нашли бы ее неблагора¬зумной и даже безрассудной. Поистине, подвиг безрассуден, ибо творится он не по рассуждению, но по чувствознанию.
Существуют толпы людей, для кото¬рых подвиг вообще не существует. Высшая мораль их кончается на бла¬горазумии. Все миросозерцание для них ограничено благоразумием. Ради него они способны не помочь ближне¬му, способны вредить родине, способны предать человечество и при всех пре¬ступлениях готовы твердить мертвое слово - благоразумие.
Не истолкуйте ложно Наше отноше¬ние к благоразумию. Слово это состоит из хороших понятий, благо всегда хорошо, и мудрое разумение полезно. Но житейские толкователи ухитряются из доброго понятия сделать почти позорное применение. Они, если бы могли, уничтожили бы слово подвиг, настолько оно противно их психологии.
Надземное, 571.

Урусвати знает, что героизм многообразен. Говорят, что обстоятельства делают героя, лучше сказать – обстоятельства пробуждают героя. Многие вообще не понимают этого явления, но зато другие знают им сужденное и несут задание от малых лет. Некоторые чуют, что они должны нечто выполнить, но сознание не донесло ясного указания. Вот для таких природных героев обстоятельства будут включены. Они заставят зазвучать глубокие струны и принесут выполнение подвига. У людей современных не принято говорить о героях и подвигах. Когда история рассказывает о героических деяниях, они пожимают плечами, говоря: «Нам не дано свершить подвига». Но можно ли утверждать свое невежество?!
Каждая эпоха дает место героизму – от семейного быта до мировых выявлений. Нужно уметь отойти от обихода и взглянуть на дела Общего Блага. Множества самых замечательных возможностей проявятся, и пусть люди не стыдятся слова «подвиг». Можно наблюдать поучительное сравнение: у какого народа чаще употребляется слово «героизм»? Спросим малышей назвать героев, они не затруднятся. Пусть им и в будущем удастся так же четко указывать любимых героев.
Надземное, 664.

Скажут – «нужда родит героев». Но еще выше, когда геройство зарождается самобытно, когда расширенное сознание прозревает красоту подвига. Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлеты детской мысли. Никто не научал их, никто не подал им примера, но сознание подсказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и полезное.
Мыслитель говорил: «Замените равнодушие великодушием».
Надземное, 774.