Skip to main content

Об основах Бытия

Введение

Наш современный мир это тонущий корабль. Разница между тонущим кораблем и современным миром лишь в том, что на тонущем корабле все уже сознают неизбежность гибели, тогда как в современном мире многие признать этого не желают.

Подобно кораблю, наш мир смело и уверенно шел по волнам океана жизни, гордый своими достижениями в области науки и техники, предоставляя максимум жизненных благ для сильного и богатого и минимум для слабого и бедного. Но под призрачным благополучием и кажущейся растущей мощью современного мира человечество самонадеянно отказывалось замечать свою духовную слабость и бессодержательность, которые привели к встрече со льдиной, расшатавшей все устои и весь остов нашего мирового корабля. Как всякий корабль, получивший пробоину, тонет не сразу, так же и наш мировой корабль имеет свои дни и часы медленного умирания.

Почему все попытки государственных деятелей наладить и настроить пришедшую в расстройство жизнь не только безуспешны, но порой прямо разрушительны? Дело в том, что пытаются лечить больной мир те самые люди, которые своими устремлениями и действиями вызвали его болезнь. Те самые не персонально, но по своему мировоззрению, а средства, предлагаемые для излечения, те самые, которые привели к этой болезни. Существует и другая причина, еще более серьезная, которая дает основание утверждать, что наш мир находится в агонии. Причина в том, что большинство человечества выходит из бесчисленных войн и всевозможных преодолений природных катаклизмов не образумившимся, а еще более обезумевшим, не просветленным, но затемненным, не обновленным, но одряхлевшим.

Разве не сплошное безумие современная жизнь? Разве не безумие – отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных благ за единственную ценность, в результате чего – бешенная погоня за наживой, свирепая конкуренция и соперничество? Разве не безумие – разговоры о разоружении и о мире и тайная подготовка к новой, более ужасной и разрушительной войне, или биржевые спекуляции, обогащающие или разоряющие в несколько минут многие сотни и тысячи людей? Разве не безумие – жажда удовольствий во что бы то ни стало, удовольствий низких, пошлых, грубых или увлечение рекордами бессмысленными, глупыми, никому не нужными?

Человечество зашло в тупик, выбраться из которого обычными способами и мерами оно уже не может. Нужны меры необычные, но необычность для современного человека препятствие почти неодолимое. Людям труднее всего понять и принять все, что выходит из рамок обычности.

«Поучительно наблюдать, как люди борются против всего им необычного. У нас находятся замечательные записи, как люди истребляли все необычные знаки. Какое самоотверженное истребление! Между тем как знаки удуманные составляют спасение человечества» (Агни-Йога, 435).

Если оглянемся на историю, то увидим, что смены цивилизаций и замены обветшавшего мира новым на нашей планете происходили уже неоднократно.

Но «перед самыми значительными событиями люди особенно не допускают возможности грядущего. Можно написать любопытное историческое исследование о предвестниках и порогах событий. При этом можно проследить одинаковость мышления в связи с циклонами потрясений. Одинаково насмехаются слепые над указаниями зрячих. Одинаково перечисляют житейские мудрецы невозможность изменения существующего порядка, именно: все прочно и неизменно, каждый чуткий просто обманщик» (Агни-Йога, 430).

Наблюдая жизнь, мы видим, что события уносят ветхий мир. Язвы разложения проникли во все слои общества, несмотря на принимаемые меры – одинаковые причины вызывают одинаковые следствия. Главной причиной необходимо признать устаревшее сугубо материалистическое мировоззрение. Люди утеряли смысл жизни, отвергли как ненужное все духовные устремления и главным стимулом своих исканий, главной целью своих стремлений поставили погоню за наживой и наслаждениями.

При крушении Римской империи, так же как и теперь, пышным цветом процветала подкупность и продажность правящего класса, который в грозное время разложения государственности и общества заботился лишь о себе и о своем благополучии. Тогда, так же как теперь, народ требовал хлеба и зрелищ. Тогда, так же как теперь, были расшатаны все основания, которыми держалось общество. И одинаково были тщетны все попытки государственных мужей спасти государственный корабль от разложения и гибели: тогда, как и теперь.

При смене отживающего мира новым самое главное заключается не в политических или социальных переменах, которые при этом будут происходить, но в необходимости изменения мировоззрения и всех устаревших взглядов и воззрений, в необходимости изменения всего уклада жизни.

Новая жизнь всегда предъявляет новые требования, и принятие этих новых требований составляет главную трудность и главное препятствие для большинства людей, считающих все старое лучшим, более для себя близким и дорогим.

Трудность усугубляется еще тем, что перемену политическую или социальную человек вынужден принять самим ходом событий, часто после совершившегося уже факта, тогда как принятие или неприятие нового мировоззрения и нового уклада жизни зависит лично от каждого. Но между тем эта кажущаяся возможность свободного выбора не более как иллюзия, порождающая двойственность, разлад и много душевных драм и трагедий. В действительности же, перед человеком стоит выбор между двумя противоположными друг другу путями: или мудро идти по пути космической эволюции, или ждать, пока развивающаяся жизнь не выбросит его за борт, как ненужный балласт.

Вспомним, как происходило изменение старого языческого мировоззрения на новое христианское, которое две тысячи лет тому назад тоже было новым и еще не искаженным. Известно, что перемена эта была весьма болезненна, сопровождалась большими страданиями и тяжелой борьбой. Мы знаем, каким жестоким преследованиям подвергались приверженцы нового мировоззрения и как упорно языческий мир отстаивал все старое. В конечном итоге, это противостояние не дало сохранения старого строя, но привело ко многим ненужным страданиям и жертвам, которых можно было бы избегнуть, следуя космическим законам, или законам эволюции. Эти законы отбирают все ценное и пригодное для эволюции и отметают в сторону, как мусор, все непригодное, все противодействующее развитию. Они не знают ни пощады, ни сострадания и производят оценку каждого лишь по степени пригодности или непригодности его для дальнейшей эволюции человечества.

Когда Высшим Разумом и Высшими Силами дается толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции, то никакие человеческие силы остановить это движение не могут. Борьба против течения новой жизни бессмысленна, так как, когда вступает в силу и начинает действовать закон замены изжитых энергий новыми, тогда все непрогрессирующее противодействующее подлежит уничтожению.

«Что такое эволюция – теория, система, гипотеза? – пишет крупнейший французский ученый и мыслитель Тейяр де Шарден. – Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она – основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, – вот что такое эволюция» [10, с. 175]. Именно закономерностям космической эволюции, в которой смыкаются «все линии» человеческого существования, и посвящена Живая Этика. Идеи Живой Этики не абстрактны и не отвлеченны. Сложившись в природном космическом потоке, вобрав в себя самое ценное из прошлого и настоящего человечества, объединив в себе мысль Востока и Запада, научное и метанаучное знание, они несут огромный энергетический заряд действенности, устремляя человечество к будущему, к духовному совершенствованию и эволюционному продвижению. Охватывая широчайший диапазон космических процессов, Живая Этика способствует такому пониманию человеком событий, «которое бы отражало суть и основу всей Вселенной», по словам Н.К.Рериха.

Человек в своем бытии не может быть отделен, обособлен от энергетической структуры Космоса. Он несет ее в себе и поэтому живет по тем же законам, что и Космос. Взаимодействие энергетических структур мироздания в процессе энергообмена с человеком является главной движущей силой его космической эволюции.

Новое мышление XX века, основой которого стало космическое мироощущение, нуждается в новой системе познания, представленной в данный момент Живой Этикой, философией космической реальности.

Нижеследующие методологические положения Живой Этики дают возможность понять те подходы к Космической эволюции человечества, которые становятся неотъемлемой частью концепции нового мышления.

1. Мироздание является целостной энергетической системой, состоящей из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене. Последний является одной из движущих сил космической эволюции.

2. Этот энергоинформационный обмен обусловливает существование и развитие самых разных состояний материи с различными измерениями, которые и образуют множественность миров в Космосе.

3. Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие ее формы.

4. Человек как энергетическая структура не только является частью Космоса, но и несет этот Космос в своем внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в этом человеке.

5. Человек, в свою очередь, также зависит от миров более тонкого состояния материи и более высоких ее измерений. Информация, получаемая человеком в результате энергетического обмена с более высокими мирами, по своему эволюционному значению является важнее, нежели та, которая добывается средствами эмпирической науки. Без энергоинформационного потока, идущего к человеку из Высших миров, не могло бы существовать творчество космической эволюции, и человек не смог бы продвигаться по ее спирали вверх, совершенствуя свой дух и утончая свою материю. В эволюции только Высшее может продвинуть низшее. Это одно из главных методологических положений философии Живой Этики. Поэтому так важны и в жизни, и в эволюции человека Высшие миры и взаимодействие с ними самого человека. Мир более высокого состояния материи будет всегда причинным явлением для более низкого.

6. Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели мироздания, которую мы находим в системе познания Живой Этики. Расширение сознания ведет к новым научным парадигмам, к открытиям и снятию противоречий на определенных ступенях познания. Энергетическое мировоззрение дает нам возможность понять, а также увидеть тонкоматериальные процессы, идущие в плотных слоях материи. Один из крупнейших английских философов, Фрэнсис Бэкон, писал, что «вселенную нельзя низводить до уровня человеческого разумения, но следует расширять и развивать человеческое разумение, дабы воспринять образ вселенной по мере ее открытия» [8, с. 119]. Научные открытия и нахождения умозрительной мысли – это все результат расширения сознания. То, что человек не видит и не воспринимает сегодня, при расширении сознания завтра становится для него видимым и постижимым. История науки – это не только история человеческого гения, его интеллекта, усилий и труда, но это и отражение процесса расширения сознания, которое развивается в ходе энергоинформационного обмена на всех уровнях Космоса. Не интеллект сам по себе, а расширенное сознание есть причина научных открытий. Каждое научное достижение – это результат синтеза интеллекта и сердца, являющегося вместилищем сознания. Каждая ступень такого процесса меняет точку зрения человека на окружающую действительность. И как обычно, каждая такая ступень или веха сопряжена с противостоянием узкого, неразвитого сознания, и последнего оказывается обычно больше, чем первого.

Вся методология Живой Этики тесно связана с действием законов Космоса, без учета которых не может существовать в современном мире ни одна система познания. Ибо любая система познания действует лишь в рамках таких законов.

Действие космических законов, как Великих, так и частных, распространяется не только на Космос, но и на земной план, и на развитие человеческого общества. Их проникаемость универсальна. Человек, действующий согласно космическим законам, становится творцом, постепенно достигая уровня субъекта эволюции. Если он, сознательно или бессознательно, пренебрегает этими законами, то идет по пути разрушений и бедствий. В нашем веке мы имеем такие примеры в крупном масштабе.

Некоторые из этих законов были уже открыты наукой, но трактовка их не являлась столь широкой, как в Живой Этике, которая распространила их на все уровни космического бытия. Эти законы действуют и в пространстве нравственности, и в поведенческих нормах человека, которые он соблюдает или не соблюдает.

Среди великих законов Космоса, помимо закона двойственности, следует отметить закон энергоинформационного обмена в Космосе, закон смещения энергий, закон сохранения и превращения энергий, закон Космического Магнита, закон Космической Иерархии, закон Высшей Воли, закон единства Космоса, закон соответствия миров, закон космического сотрудничества, закон циклического развития Космоса, закон причинно-следственных связей, закон противодействия Непроявленного проявленному, закон свободной воли, закон Неповторимости, закон расширения сознания, закон Духовного преображения через Красоту, закон единства Макрокосма и Микрокосма, закон учительства и многие другие.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что Живая Этика как философия космической реальности заключает в себе систему познания нового космического мышления. В ней синтетически объединились знания древние и современные, мысль Востока и Запада, нахождения эмпирической науки и метанауки, способы познания различных областей творчества, таких, как наука, философия, религиозный опыт, искусство. Явление Живой Этики еще раз подтверждает Великий закон Космоса – Высшее продвигает низшее, высокое сознание содействует развитию расширенного сознания на более низких уровнях. Космическое мышление объединяет в себе мысль надземную и земную. Тот же синтез мы находим в Живой Этике. До сего дня мы не имеем ничего подобного Живой Этике. Она позволяет нам увидеть реальный Космос, его сложные процессы, его разнообразную материю и то вечное движение, которое складывает новые комбинации и новые формы нашего Бытия.


Составлено по материалам:

1. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. – Минск: Мога-Н – Вида-Н 1997. – 816с.

2. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Междунар. научно-общест. конф. 2003. – М.: Междунар. Центр Рерихов. 2004. В 3 т. Т. 1. – 352 с.

 

Живая Этика об основах Бытия

Вездесущ Разум Космоса. Во всем пространстве проявлен закон Руки его. Неисчислимы все воздействия и новые комбинации его. От химизма Светил до функций явлений жизни он управляет началом всего Бытия. Этот вопрос волновал многие сознания. Трудно отрицать этот всемогущий Разум Космоса, который своим дыханием проникает все слои тверди. Но люди обычно отворачиваются от истины сознательно. Когда дух стремится к минутному покою из влечения к обманчивой Майе, тогда он просыпает лучшие светолучи Космоса. Озарение может испугать не желающего просветления.
Беспредельность, 28

Назначение человека на планете мало понимается. Явление космического существа, конечно, должно иметь предопределение, но человечество так слепо устремлено к своему узкому горизонту, что не может прозреть свое космическое назначение. Творчество Космоса дает назначение даже самому малому червю. Все в Космосе творит с назначением, и так же, как явлена относительность человека к низшим существам, так же существует относительность Высших Сфер. Творчество Космического Магнита предопределяет каждое действие и роль, которую суждено сыграть существам. Потому сферы человеческие назначаются для сотрудничества. Великий Разум напрягает все космические сферы, потому назначение человека имеет как основание сотрудничество и красоту Беспредельности!
Беспредельность, 316

Когда человечество научится понимать космическое единство, тогда утвердится строительство космическое. Главное задание человечеству – соединить материальный мир с духовным. Разграничение сфер слишком резко происходит, потому так редко сочетание предназначенного с механическим миром, в который погружаются люди.
Беспредельность, 360

В Мировой Сокровищнице много заветов и сказаний, утверждающих высший мир. Люди не могут оправдываться неимением указаний, ведущих к познанию. Обычно можно слышать сетования на незнание пути к высшему миру. Лицемерны такие жалобы! Сами сетующие не прилагают труда поискать источник. Можно заметить, насколько стремящиеся люди, даже в самых неблагоприятных условиях, находят силу найти Свет.
Закон послан; путь указан, – пусть найдет ищущий.
Аум, 139

Подчинение низшего высшему лежит в основе Космоса. Говоря об энергиях тонких, нужно принять это во всем утверждении Закона Космического. Подчинение низшего высшему приведет к очищению. Человечество подчиняет низшему то, что должно главенствовать. Когда высшее главенствует, тогда трансмутация низшего перерождается в свойство высшего разряда.
Беспредельность, 115

Знать значение Бытия, значит убедиться в целесообразности существования.
Беспредельность, 682

Разновесие настолько увеличилось, что пришло время, когда человечество должно вникнуть в сущность основ Бытия. Вся оценка жизни и ее рычагов так извращена, что человек живет в порождениях своих. Но истинных рычагов никто не знает, начиная с основ Бытия до каждого рычага жизни в созданном ими же Мире. Истинный Мир также разнится от порожденного, как Свет от тьмы.
Мир Огненный III, 243

Люди не воспитываются в понимании основ Бытия. Сами достижения науки стоят особняком и не помогают преображению всей жизни. Необходимо твердить о Мире Высшем. Не нужно думать, что сказанное о нем достаточно запечатлено в сердцах людей. Можно находить новые подходы, чтобы величие Бытия соединилось в сознании в беспредельном понимании.
Аум,365.

Люди не закрывают накрепко больной зуб или открытую рану. Они понимают необходимость доступа воздуха, чтобы не лишить полезного вещества, также и духовное познавание не должно быть лишено общения с миром высшим. Так же как телесная гигиена необходима для земной жизни, так же нужна и профилактика духа. Не удивляйтесь, что и Мы прилагаем врачебные термины к духу, но ведь таким образом и врач почувствует, что его сфера близка миру высшему.
Пусть каждый от своей меры, хотя бы терминами механики, направляется к тому Единому Пути.
Аум, 209

Нужно опять сказать ученым, как теории Эйнштейна не опрокидывают законы Евклида, но включают их. Как третье измерение не опрокидывает законы плоскости, но бесконечно шире их, так же законы духовного знания бесконечно шире всех ваших, но включают их. Так бросьте антагонизм, он тормозит эволюцию.
Беспредельность, ч.II, 429

Слово «священный» совершенно вышло из употребления. Из святого сделано святотатство. Много применений есть священному на Земле, но самое прекрасное люди отвергли. Когда мысль отклонилась от священного назначения Бытия, то самый смысл Бытия иссяк. Явление высшей согласованности есть священное действо духа. Священная связь основа всего бытия.
Беспредельность, 95

Эволюция самостоятельна и добровольна, – это основной закон. Невозможно заставить людей духовно эволюционировать. Нельзя принудить к благу спящее сердце. Можно указать, можно ставить вехи, но сломать сознание – значит убить корень будущего древа. Кажутся долгими миллионы лет, ибо ни года, ни века не существуют. Люди разбили бытие на секунды и потонули в нулях. Потому так важна психология Тонкого Мира, где часы не нужны и значительны лишь следствия.
Люди часто негодуют на заветы Учения: «Почему книга не дает окончательных формул?» Но такое требование доказывает незнание основ. Учение дает точное направление и зажигает огни по всему пути труда. Можно двигаться по этим огням. Можно находить уже космически назревшие решения. Можно слушать точные намеки, но собрать эту мозаику должен дух добровольно. Утверждение пути есть Завет Великого Зодчего. Мы должны, как в сказаниях, приложить ухо к земле, чтобы не упустить ни единого шага и шепота. Но мы много можем читать, но мало прикладывать; между тем так близки сроки!
Мир Огненный, ч.I, 399

Каждый, осознавший основы эволюции, имеет обязательство передать это знание некоторому числу людей. При этом большой и малый провозвестник подлежит одному закону: он должен передать знание без всякого насилия их свободы. Основы эволюции могут быть осознаны лишь добровольно и могут быть приложены людьми к жизни лишь в стремлении восставшего духа.
Агни-Йога, 153

Эволюция может переживать времена крайнего напряжения. Существует заблуждение, что будто бы эволюция незыблема и закон ее действует безотносительно. Но мы знаем, что все живет и движется индивидуально. Значит, должна быть особая координация и дисциплина, чтобы созвучие не нарушалось.
Существует логика эволюции, такая высшая логика приводит закон в движение, когда гармония будет ясна и положена в основание жизни. Особенно трудны годы мирового переустройства. В ясном понимании народы должны осознать путь совершенствования, для этого крупицы Истины должны достичь народные множества.
Легко представить себе, сколько зерен теряется в таком процессе рассеивания, не только теряется, но и извращается. Столкновения неизбежны там, где истина злотолкуется. Народы восстают против всего человеческого и, в то же время, не дерзают постигать Надземное. Последствия такого разногласия выливаются в бессмысленные братоубийства. Не нужно думать, что эволюция требует таких жестоких проявлений. Нужно оплакивать, видя, как человечество избирает ужасную юдоль.
У Нас удивляются, когда, несмотря на многие достижения, люди все-таки предпочитают самые низкие решения. Такие смятения проявляются перед наступлением великих космических сроков. Зная такое положение, вы можете разумно рассматривать происходящее.

Мыслитель учил: «Кроме законов, нам понятных, существуют и такие, которые ум человеческий не может охватить».
Надземное, 589

Относительность возрастает в Беспредельности, тот же закон и для знания. Никто в мирах не может успокоиться на знании. Каждое приобретение увеличивает в прогрессии сознание незнания. Малодушные могут испугаться перед беспредельностью знания, но мы уже знаем неизбежность этого закона и трудимся каждодневно, чтобы радоваться беспредельности.
Мир Огненный, ч.II, 109

Истинные достижения утверждаются устремлением к познанию Воли Высшего Разума. Трудно принять космическое направление без понимания Воли Высшего Разума. Три четверти человеческих устремлений идут против Космических Велений. Не проникает дух человеческий за пределы видимости. И сопротивление Воле Разума ведет к разрушению. Конечно, космический закон гласит о смещении одного другим. Конечно, в этом велении заложен дух обновления. Конечно, принцип обновления содержит в себе закон совершенствования.
Беспредельность, ч.II, 58

Когда духовные искания покрывают тысячелетия, как же можно отрицать их достижения! Какие заблуждения происходят на почве отрицания огненных достижений! Так можно утверждать, что невидимые процессы являют человечеству мощь действия. Так нужно понять, что энергия духовная есть стихия космического огня, который движет жизнью и насыщает жизненные проявления. Мощь знания высших энергий есть ключ к Бытию. Знаки психической энергии пространственно разлиты во всем мире, потому нужно прислушаться к пространственному огню.
Иерархия, 369

Всякое отрицание Истины невежественно и вредно не только самому отрицателю, но пространственно. Противоборство против Истины заражает пространство, но бывает и еще более отвратительное действие, когда люди, однажды познав Истину, потом от нее отступают. Безумно такое отступление во тьму!
Можно найти в истории человечества, когда уже постигались частицы Истины, но затем, по причине крайнего невежества, некоторые лжеучителя пытались снова скрыть от народа непреложное положение вещей; получались акты, которые когда-то будут рассматриваться как позорные страницы истории. При этом не давалось никаких доказательств, но узурпаторы приказывали отрицать очевидность. Как бы неверие в солнце предписывалось, потому что кто-то, по слабому зрению, не мог взглянуть на солнце! Также запрещалось познавание законов Тонкого Мира. Кто-то не знал о нем и по самости запрещал и другим знать действительность.
Пусть люди припомнят, сколько отступлений во тьму происходило в разные века. Может быть, такие воспоминания подвинут человечество к справедливости и честности.
Аум, 336

Неубедительно, если возражатели скажут, что, по их мнению, лишь Земля обитаема. Никто не удовлетворится таким плоским утверждением. Наоборот, каждый предполагающий обитаемость или наполнение пространства может привести на помощь физические законы. Не много труда потребуется, чтобы доказать присутствие микроорганизмов, и от них можно протянуть нить к Макрокосму.
Не думайте, что такое сопоставление примитивно, прежде сообразите, сколько людей никогда не заглядывало в микроскоп и телескоп. Не будем в этом обвинять бедных селян, лучше посчитаем между избранниками народов. Нужно подивиться, сколько невежества найдется на городских башнях и на базарах. Можно назвать эти сборища рассадниками невежества. Можно предпочесть беседу с селянами, нежели пройти мимо убийственно невежественного суждения горожан. Так пусть отрицатели запасутся научными доводами.
Надземное, 452

Находятся невежды, которые полагают, что молитва вообще неуместна среди деловой жизни. Следует поставить им на вид – какое такое дело они считают несовместимым с молитвой? Очевидно, дело злое и корыстное? Именно, во зле нет места молитве, но всякий добрый труд нуждается в молитве, открывающей Силы Высшие.
Так нужно в Новом Мире утвердить истинные реальности. Не будем ретроградами, если напомним о том, что постоянно и неизменно будет законом Бытия.
Аум, 58

Полезно замечать, что во время особо тяжких стечений созвездий появляются сильные духи. Можно проследить в истории, как планомерно посылаются мощные помощники Мира Огненного, чтобы принимать на себя тяготы мира и заложить магниты будущего. Нужно изучать историю планеты со всех сторон, от разных отраслей знания. Нужно познать поворотные пути человечества, как науку, связанную с основными законами Вселенной. Неотложно следует ввести изучение химизма светил. Уже много накоплено ценного материала, который еще раз подтвердит связь миров.
Мир Огненный, ч.II, 449

Урусвати знает мощь радости. Каждая добрая радость, даже самая обыденная, повышает вибрации. Так можно уследить, насколько оказывается сильнее радостный человек.
Но особенно мощна радость, основанная на осознании надземного мира. Нужно понять, что такое осознание не значит, что человек должен постоянно в словах думать о надземном мире. Необходимо, чтобы сознание настолько сроднилось с сознанием надземным, чтобы ярое сердце не могло жить иначе.
У людей неопытных служит препятствием их насилие над сознанием, ибо нельзя насильно заставить сознание приобщиться к Надземному; только постепенно можно внедрить в сознание приобщение к закону Тонкого Мира.
Пусть учитель сумеет от первых лет сообщить учащемуся о мощи тонких энергий. Пусть учитель начнет любым путем приобщать молодых. Кому ближе астрономия, кому ближе космография, – пусть начнут изучать ее. Все науки могут устремить к Наивысшему. Только смущенное мышление может преградить познание. Потому учитесь мыслить; познавайте радость мышления; успевайте среди любой жизни устремляться к океану радости.
Мыслитель указывал, что радость по силе равна любви.
Надземное, 823

Само развитие человечества стоит на той ступени, которая должна призвать решительно всех к сотрудничеству, ибо основа Бытия есть разумное сотрудничество и осознание психической энергии, иначе человечество ввергнется в хаос. Все внешние достижения не спасут от взаимного разрушения.
Надземное, 719

Урусвати понимает единообразие законов на всех мирах. Обычно представляют, что законы физического мира неприложимы в духовном понимании. Но каждый жизненный пример напомнит, что сущность закона неизменна. Так человек, восходя на высоты, покидает всякий груз, ибо там он становится несносным. Не то же ли самое и в духовном мире? Человек, падая с высоты, приобретает в падении быстроту. Не то же ли самое и в духовном мире? Невозможно удержать падение с большой высоты. Даже самая мягкая подстилка будет для падающего убийственна. Не то же ли самое и в духовном мире? Так можно сравнивать все основы миров и придти к убеждению о единстве законов. С такою мерою следует подходить к Тонкому Миру.
Надземное, 83

Можно поздравить с расширением сознания. Никакая лаборатория не может дать этого ощущения продолжения безграничных возможностей. Можно лишь лично, сознательно и свободно вмещать из пространства непрерывные ступени. Учение может открыть дверь, но войти можно лишь самому. Не награда, не справедливость, но закон неоспоримости несет воплощенный дух по восходящей спирали, если он осознал необходимость движения. Учитель ничем не может подвинуть это сознание, ибо каждое внушение нарушало бы личное достижение.
Одно – отвлеченно рассуждать о дальних мирах, другое – осознать себя участником их. Только лишь тот, кто не закрыл себе путь к красоте, может понять, как явление дальних миров близко ему.
Община, 30

Можно наблюдать известный период человеческого сознания, когда на вопрос, где нужда, следует ответ: «В деньгах». Пока не изжито это денежное ограничение, никакая помощь духовная не приложится. Нужно продвинуть сознание к ценностям более значительным, тогда и придет помощь, даже материальная. Закон высших ценностей утвержден во всем Бытии. Так наше собственное сознание определяет благосостояние заслуженно.
Сердце, 572

Если миры на испытании, то и каждая частица их испытывается. Можно предвидеть, что кто-то ужаснется от такого положения. Но лишь недомыслие может препятствовать приветствовать закон эволюции. При расширении сознания можно полюбить такое непрестанное движение. Неужели лучше пребывать в несменной темнице ошибок и заблуждений? Напротив, много радостнее чуять постоянное испытание, которое порождает чувство ответственности.
Братство, 531

Неразумно лишь накануне готовиться, если желаешь сказать речь на незнакомом языке. Неразумно лишь накануне начать готовиться, если желаешь выступить с новым инструментом. Неразумно лишь накануне начать готовиться, если хочешь перейти в Тонкий Мир. Ужасно, когда всю жизнь человек отвращался от мысли о Тонком Мире и лишь накануне перехода, как нерадивый школьник, начинает смутно твердить слова неосознанные. Явление неминуемого перехода возвещено всеми Учениями. Сказано: «Не умрем, но изменимся». Невозможно сказать короче. Нельзя сказать утвердительнее. Значит, нужно знать язык Тонкого Мира; значит, нужно приобрести право входа с полным сознанием, но накануне этого невозможно достичь. Вот вместо радости кто-то начнет внушать ужас и тем нарушать закон жизни. Но, как знаете, лучший проводник – сердце пылающее. С такою лампадою негасимою не ужасно пройти по поднебесью и встретить Ведущих.
Сердце, 170

С трудом люди решаются произнести простейший закон: «Благословенны препятствия – ими растем». Испытания довольно легко допускаются, но пока они не наступили. Никто не хочет ускорить продвижение через препятствия.

Но еще несноснее человечеству слышать о пользе страданий. Причина не в том, что некоторые боялись бы боли или неудобства, но они не сознают жизни вне земного существования. Они готовы претерпеть неудобства ночлега ради завтрашнего праздника, но соизмерить жизнь земную с Беспредельностью они не желают.
Ужас перед Беспредельностью является самым недопустимым позором мыслящего существа.
Аум, 284

Правильно удалять от дома все гнилые вещества. Но кроме разложения мяса или воды, также вредны гнилые плоды и отцветшие цветы. Когда кто-то принимает меры к удалению мертвых цветов, то можно заметить, что чувствознание не только во имя красоты удаляет потерявшие жизнь растения, но по знанию закона Тонкого Мира. Если низшие сущности питаются разложением, то за неимением гнилых продуктов они довольствуются растениями. Можно хвалить, кому дух подсказывает правильное отношение ко всему окружающему.
Мир Огненный, ч.II, 101

Могут справедливо спросить, как обращаться с животными. Или жестокость к ним применяется; или сентиментально из них делают паразитов; или делают аппараты для механических скрещиваний.
Конечно, мера отношения к животным должна быть установлена по единству мирового ритма – мера везде подобна. Если человек должен быть сотрудником эволюции, то и животные должны отвечать этому закону. Роды, не отвечающие эволюции, вымирают. Приспособленные к эволюции должны поддерживать способность свою работою.
Надо изучать истинную полезность животных. Напрасно думают, что вырожденные плезиозавры нужны для будущего. Бабушкино платье очень трогательно в музее, но неприменимо в жизни.
Животные должны работать, должны завоевывать право на жизнь; отсюда, жестокость и сентиментальность неприменимы. И нельзя не любить все жизненно трудящееся.
Листы Сада Мории, ч.II, 354

Алкоголизм и опий являются уродливыми попытками приблизиться к Миру Огненному. Если Самадхи – естественное проявление Огня Высшего, то пламя алкоголя будет разрушителем Огня. Правда, наркотики вызывают иллюзии огненного приближения, но они же встанут надолго препятствием к овладению истинной энергией Агни. Ничто не доставляет такого несчастья в Тонком Мире, как эти противоестественные попытки вызвать Огонь без соответственного очищения.
Мир Огненный, ч.I, 120

Ядовитое дыхание собственности можно уничтожить лишь продуманной программой школ. Не существует литературы против собственности. Лишь немногие победили дракона рухляди. Но многие мечтают о собственных приобретениях. Как правдивы должны быть исторические сопоставления! Как строго должны быть подобраны биологические подробности, чтобы показать противозаконность и тщету собственности! Законы свойств материи свидетельствуют, как собственность не отвечает природе человека.
Община, 252

Говорю для мира, ибо главная погибель мира – от привязанности к несуществующей собственности. Поведать это народу новому – значит излечить страх старости. Явление владения без собственности откроет путь всем без условного наследия. Кто может улучшить, тот и владеет. Это касается и земли, и лесов, и вод; все достижения механики и разных родов изобретений подлежат тому же. Легко представить, как заработает народное творчество, особенно зная, что лишь дух дает лучшее решение. К очагу духа протянутся вопросы, как лучше? И меч духа поразит всякое лукавство. Поистине, выгодно сделать лучше. Закон простой, как и все в духе.
Листы Сада Мории, ч.II, 92

Сам человек отлично чует, когда он совершает нечто недостойное. Человек сам должен развивать в себе упорное стремление к высшему и должен изощряться на самых малых обыденных примерах.
Также каждый, кто слышал о великом служении, должен помнить, что недостойное деяние кому-то причинит боль. Старые наставницы говорили детям, совершившим недостойную шалость: «Твой Ангел заплачет», и такое напоминание должно было доходить до глубины сердца. Действительно, каждое недоброе действие заставляет кого-то страдать. И какое же высшее Общение может быть при нарушении естественных законов? Люди думают, что им все доступно, даже убийство, даже грабительство! Но какие же сообщники приблизятся к месту преступления?!
Надземное, 431

Не трактат, не разум, но канал духа приносит ощущение Космоса. Уклад жизни современной отрешил человечество от всякого понимания мировой мощи.
Озарение.,2,III,3.