О Красоте
Введение
Никто не станет отрицать, что во всех эпохах, на всех народах сказывалась власть красоты. Заглянув глубже в ход эволюции человечества, мы откроем, что именно красота, рядом с религиозным чувством, строила культуру духа человеческого, сообщала человеку самые светлые и высокие импульсы, окрыляла его, зажигала в нем стремление претворить обычность жизни в более идеальной перспективе. Сколько легенд сохранилось у всех народов о том, что красота была способна обуздывать и смягчать наиболее злые, буйные сердца. То гусляр своими гуслями усмирял диких зверей и водную стихию, останавливал сражения и покорял природу. Там Орфей, там и странствующие певцы народных преданий. «Своими песнями, – говорит Шекспир, – Орфей околдовал деревья, волны и даже скалы. Нет на земле живого существа, столь жестокого и злобного, которого музыка не смогла бы преобразить хотя бы на час» (Венецианский купец).
Об этом мы читаем у Достоевского: «Эстетически-прекрасное должно вести к реальному улучшению действительности». То же подтверждает и русский философ Бердяев: «Красота – сила, и она спасет мир». «В красоте жить – это заповедь новой творческой эпохи» (Смысл творчества). Положение Достоевского разделяет и религиозный мыслитель Григорий Петров: «Да, именно красота и только красота спасет, возродит и устроит человеческим мир. Но красота не в обычном, бедном, тесном и убого-ограниченном смысле. Красота должна быть всеохватывающего, всепроникающею и всеустрояющею» (Искусство и жизнь. Балтийский альманах. 1924. II). Этому с глубоким убеждением верит и художник-духотворец и водитель культуры Николай Константинович Рерих: «Как бы не ссорились, как бы не озверели люди, они все-же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери» (Твердыня Пламенная). «Лишь в красоте заключена победа». «Знак красоты откроет все священные врата». «Искусство объединит человечество... Искусство есть знамя грядущего синтеза... Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после очистит все человеческое сознание» (Пути Благословения).
Верховную власть красоты, спасение через красоту утверждают и книги нового Учения синтеза Востока – Учения Живой Этики, которое можно назвать Учением синтеза Духа и Красоты: «Произнесший Красота – спасен будет». «Чудо луча красоты, в украшении жизни, поднимет человечество» (Листы Сада Мории. Зов). «Нет оков, которые не разложатся в свободе красоты» (Листы Сада Мории. Озарение). «Красота для многих, разве это не спасительный огонь для путников?» (Мир Огненный I, 635).
Как понять эти дивные, могучие слова – красота спасет? Духовное спасение до сих пор считалось задачей религии. На самом-ли деле красота имеет всласть над душой человеческой, более или менее подобную власти святого?
Что постигает во Вселенной духовный взор? Материя для него так же божественна, как и дух. Оба они рассматриваются, как два полюса одного и того же явления – субъективный и объективный, или как два аспекта Абсолюта, что друг друга дополняют и способствуют совершенствованию.
Хотя земная материя имеет весьма важное значение, но лишь дух дает ей истинную, сокровенную значимость. Материя без духа слепа. Огонь духа ее оживотворяет и освящает, делает ее сознательной и гармоничной. Дух также облекает материю в красоту. И чем больше насыщенности огнем духа, тем больше красоты.
Поэтому красота физических явлений есть не только вопрос формы, как это утверждает формальная эстетика, но красота есть гармонический результат некоторого имманентного, целесообразного содержания. Таким образом, физическая красота есть в сущности динамическая, не статически готовая красота, как это нам кажется, ибо она общается и расцветает под влиянием некоторых скрытых тенденций, так же как чисто духовная или красота высшего Начала в нас – есть результат внутренних борений и устремлений. Говоря словами Вл.Соловьева: «Красота – преображение материи, через воплощение в ней другого, сверх-материального начала» (Собр. соч. VI. 37).
Таким образом, – истинной основой красоты является духовное начало. Красота есть манифестация Божественного Огня Духа в явленной материи, и лишь степени имманентности Высшего Начала в явлениях – дают им красоту.
Так, через осознанную красоту мы можем проникнуть в истинные глубины космического познания. Обладать космическим сознанием – значит и обладать сознанием космической красоты. Такому человеку в красоте озаряется Беспредельность.
Теперь понятно, отчего Н.К.Рерих увещевает повторять красоту, как вечернюю и утреннюю молитву, отчего Учение Живой Этики указывает произносить слово «Красота» с сокровенным чувством: «Тверди – красота, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного» (Листы Сада Мории. Зов).
Не мало людей говорят о катарзисе – очистительной силе искусства или красоты, что она облагораживает человека, вызывая в нем наиболее идеальные, сокровенные вибрации, что она пробуждает в нем религиозные и моральные импульсы и велит сердцу человеческому преобразиться. Красота не только смягчает дух человека, но мы знаем, что, например, пение, музыка и живопись исцеляют его не только психически, но даже и физически. Уже Аристотель подтвердил педагогическое и терапевтическое значение музыки. Она исцеляет болезненное и колеблющееся настроение духа, делая все человеческое существо гармоничным и благим (Политика, 8 кн.). Ямблих в своей «Жизни Пифагора» рассказывает о последнем: – он владел таким знанием музыки, что с ее помощью мог усмирять самые неукротимые человеческие страсти и просветлять дух человека, и это знание свое он использовал также в воспитании. Платон в своих диалогах утверждает музыку, как основу идеального воспитания вообще. Ибо сам жизненный опыт ему засвидетельсвовал высокую роль музыки: «Так как нравственность находится в упадочном состоянии, то боги, из сострадания, дали нам музыку с торжественными танцами. В объединении этих искусств заключается сила, научающая человека красоте и добродетели».
«Мы должны помнить, – говорит Рерих, – что лик красоты и знания излечит народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь высоких достижений» (Пути Благословения). Ведь истинное искусство возвещает народу об идеальном царстве красоты, куда всем нужно устремиться, внушает жажду лучшего – духовного, исцеляет слепоту и глухоту сознания, пока ему не откроется весь необъятный кругозор духа.
О грядущей, мессианской роли истинного искусства заповедывают и страницы Учения Живой Этики:
«В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы ставим искусство бессмертным и беспредельным... Стихия огня (духа) напрягает искусство и духотворчество. Потом чудесные жемчужины искусства могут истинно, поднять и мгновенно преобразить дух... Истинно, жемчужины искусства дают возношение человечеству и, истинно, огни духотворчества дают человечеству новое понимание красоты» (Иерархия. 359).
«Жизненность искусства, которое хранит божественный огонь, дает человечеству насыщение огнем, который возжигает дух и насыщает миры. Потому чудесные факелы красоты творчества так ценны для человечества. Мы видели, как творения искусства преображали человека» (Иерархия. 366).
При таком понимании искусства, сокровенном и благоговейном, когда при соприкасании с красотой искусства человек переживает самое благородное и возвышенное в своей жизни, как бы мгновения откровения и преображения, как-то нелепо и унизительно звучит утверждение многих, что искусство есть лишь эстетическое наслаждение, что оно дается для услаждающего развлечения и отдыха. Напротив, истинное искусство являет кристаллы и алмазы высшего горения, неземных вдохновений и восхищений, оно прокалено страданиями и непрестанной борьбой за совершенствование и за разрешение вопросов бытия. Потому и воспитание художественных образов, идей и созвучий отнюдь не есть наслаждение, ведущее к самодовольству и себялюбию, но та же борьба, борение воспринимающего сердца за новый духовный мир, за более обширные тональности человека; это пламенение и очищение духа, это сотрудничество и сотворчество, постижение и закладывание новых мыслеоснов в храмине человеческой Культуры.
С другой стороны, прекрасное в искусстве помогает людям понять друг друга, уважать другого в его тяготах и стремлениях, познать человечность и возжаждать ее во всем. Таким образом, искусство становится объединителем людей, делая их духовно родными.
С самым большим убеждением и энтузиазмом великую объединительную миссию красоты и искусства неоднократно утверждает Н.К.Рерих:
«Язык искусства уже много раз в истории человечества являлся наиболее убедительным, привлекательным и объединяющим... Сами предметы искусства много раз являлись лучшими посланниками, внося с собою мир и дружелюбие. Нам уже приходилось отмечать, как обмен художественными ценностями иногда избавлял от недоразумений и опережал словесные договоры. Если мир, по словам Платона, управляется идеями, то благородные зерна искусства всегда будут тем благостным посевом, который дает лучшую, добром поминаемую жатву» (Врата в Будущее).
Ведь воистину – «в таинственных, обобщающих путях искусства есть тот международный язык, который свяжет все человечество» (Пути Благословения). Разве опера и драма, концертный зал, выставки картин – не объединяют людей несравненно больше и крепче, нежели Лига Наций? Так и красивые местности, античные города разве не связывали и не делали братьями самые чуждые души? Ибо в устремлении к красоте люди понимают друг друга, даже если бы они и не понимали языка другого, потому что в этом устремлении проявляется внутренняя сущность человека. Это и есть то Божественное в человеке, что всех объединяет. В его свете мы все едины.
Составлено по материалу:
Рихард Рудзитис. Сознание Красоты спасет. – Минск: Звезды Гор, 2012. – 130 с.
* * *
Человек мыслящий, в какие бы времена он ни жил, не может не оценивать окружающее и не использовать при этом мерило Красоты. Отдадим себе отчет: что же происходит? Не Прекрасное, но безобразное стало привычным на телевидении, в печати, в досуговой сфере. Серость и необразованность празднуют победу над Культурой. Повсюду преобладают невежество, обывательская психология, дурной вкус...
В наши дни быстро размножается и утверждается как норма все вульгарное, преобладает упрощенный, примитивный и грубый взгляд на жизнь, искажающий истинное представление о действительности и окружающем мире. Об утонченности и изяществе и мечтать не приходится.
Легко и незаметно ничтожный и опасный «червь пошлости» проникает всюду, покрывая собою даже здоровые ткани, и все это происходит в начале ХХI века, когда обществом накоплены несметные духовные богатства в самых разных областях человеческой деятельности!
Достижения высочайших вершин творчества – в литературе, искусстве, науке, казалось бы, должны вдохновлять на новые и новые поиски совершенства. Но наблюдается совсем обратный процесс – резкое отстранение от достигнутого в сфере всего духовного. Словно и не было восторгов от находок и открытий Прекрасного, искреннего восхищения изящным искусством, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования... Об этом в наше время уже не принято говорить. Цинично высмеиваются идеалы и нравственные принципы, подвергаются издевательству исторические достижения человечества, составляющие явления духовной Культуры.
Надо спешить защитить Прекрасное, иначе еще не одно поколение молодых людей будет отлученным от истинной Красоты и, взращенное в псевдокультуре, породит и заполнит этот разноцветный мир серостью, уродством и безобразием.
Все, что создано лучшего в искусстве, в науке, в духовных учениях – должно быть осознано людьми и защищено от гибельного забвения. Но в этом может участвовать лишь добрая воля людей. Безволие же, ставшее характерной чертой многих представителей нашего общества, в том числе и лучшей ее части – интеллигенции, породило откат к первобытному строю: хорошо поесть и развлечься – эта психология обывателя захватила сознание и стала милой сердцу для большинства.
«Сон разума порождает чудовищ», – когда-то художник Гойя создал картину с таким названием. Сегодня безобразие в полный рост замаячило на горизонте как перспектива развития общества.
Пора проснуться от тяжелого сна.
Пусть для всех нас послужат предостережением слова всемирно известного художника и мыслителя Н.К. Рериха из его статьи «Окостенение». Эти слова, как и все творчество семьи Рерихов, удивительно актуальны для нас.
«Бездушные люди формируются здесь, на глазах наших... Много, много нужно усилий, чтобы из этого мыслительного окостенения снова выйти к широкому, сознательному мыследействию. Помимо ежедневных газетных сообщений о всевозможных антикультурных ужасах, на печатных столбцах можно находить своеобразные указания, в спокойном тоне, точно бы они могут соответствовать двадцатому веку нашей эры и неисчислимому веку от начала планетной жизни... В то же время под предлогом кризиса сокращаются всевозможные культурные учреждения...
И слабеют работники Культуры, видя, что их лучшие задачи засыпаны золою тьмы. И тщетно ищут, куда обратиться, где собраться?
Шутовство, балаган, осмеяние, поругание идет к пределам возможного. Те, кто говорят, что зло равносильно добру, не должны забывать, что зло должно быть сводимо и осознаваемо как несовершенство. За добром всегда остается первоначало творчества. Но сейчас вместо начала непобедимо ведущего, поистине руководящего, добро отступает на оборонительные позиции и тем теряет первозвестие.
Из постыдной плотской самозащиты люди избегают приближаться к Истине.
Хотя бы ценою душевного позора не потерять свое условное положение! Можно слышать убийственный шепот: “Лучше закостенеем, нежели дерзнем ополчиться на невежество”.
...Тьма пользуется своей обычной тактикой: она влезает и ползет незаметно. Сперва псевдоцивилизация, затем псевдонаука, псевдодружелюбие, псевдодостоинство, а там уже во всем безобразии окостенения псевдочеловек. Все это не так далеко от действительности...».
И словно к нам, каждому из нас обращается из далеких дней великий защитник Культуры Николай Константинович Рерих: «Защити от окостенения!.. Свет побеждает тьму!»
Только наш внутренний свет и огонь души сможет победить тьму безобразия.
Защитим Прекрасное в жизни, выйдем из оцепенения!
Составлено по материалу:
Уварова Л.И. Защитим Красоту! – «Педагогика Культуры», 2005, № 2, с.4-5.
Живая Этика о Красоте
Устреми взор, подобно соколу, вдаль.
Через красоту подойдете.
Поймите и запомните.
Вам Поручил сказать – Красота.
Ты сказала – любовь.
Тот сказал – действие.
Вы сказали – красота.
Если хотите открыть Врата, приложите этот знак Мой.
Я сказал – Красота.
И в бою, и в победе Я сказал – красота.
И неудача покрылась красотою.
И горы зацвели красотою.
А вы цветы допустите, их допустите – детей.
И склонитесь перед Принесшим ее – Красоту Великого Мира.
Поймите – нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она – Красота.
В ней путь ваш.
Зов, 26.07.22 г.
Можно заковать тело, но сознание ничто не может умалить, кроме безобразия. Когда касаемся высот свободы, нужно оградиться от безобразия. Если хотим возвеличить материю, мудро надо мыслить о Красоте.
В Красоте явится Беспредельность. В Красоте озарятся учения Искателей духа. В Красоте не убоимся явить правду свободы. В Красоте зажжем сияние каждой капли воды. В Красоте материю претворим в радугу.
Нет безобразия, которое не утонет в лучах радуги разложения. Нет оков, которые не разложатся в свободе Красоты.
Как найдем слова коснуться Мироздания? Как скажем об эволюции форм? Как поднять сознание к изучению оснований? Как подвинуть человечество к научному осознанию миров?
Каждое осознание рождается в Красоте.
Озарение, ч. 3, V, § 1.
Простота, красота и бесстрашие – Христос и Будда ничто иное не говорили. И благо, если дух трепещет этими заветами.
Озарение, ч. 2, VI, § 5.
Бесстрашие – Наш водитель. Красота – Наш луч понимания. Простота – Наш ключ от тайных дверей счастья.
Озарение, ч. 2, VI, § 4.
Любовью зажжете свет красоты и действием явите миру спасение духа.
Зов, 25.09.22 г.
Чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество.
Неси свой светильник.
Учи счастью красоты.
Учи счастью знания.
Учи счастью любви.
Учи счастью слияния с Богом.
Зов, 4.07.21 г.
Произнесший красота – спасен будет.
Зов, 1.03.22 г.
Если бы сердца людей были наполнены красотой, не был бы нужен подвиг, но темных так много. Это должно показать путь тернистый всякой правды.
Зов, 4.03.22 г.
Тверди: красота, даже со слезами, пока дойдешь до назначенного.
Зов, 1.05.22 г.
На пути подвига нет страха,
Но огонь сердца освещает путь правды.
Правда Вечности – в Красоте духа.
Дух знает, где красота.
Зов, 19.09.22 г.
Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к Истине.
Неверно сказать: «Красота спасет мир», правильнее сказать: «Сознание красоты спасет мир».
Через препятствия безобразия можно идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа. Когда можно делать сад красоты, тогда нечего бояться.
Община, 27.
Одно – отвлеченно рассуждать о дальних мирах, другое – осознать себя участником их. Только лишь тот, кто не закрыл себе путь к красоте, может понять, как явление дальних миров близко ему.
Община, 30.
Без путей красоты не может быть образования.
Община, 104.
Можно привыкнуть пользоваться искусством как конденсацией сил. Не только возвышение деятельности, но и обострение сил дает произведение красоты. Но это положение нужно принять сознательно и научиться пользоваться эманациями творчества.
Община, 224.
Правы, прекрасная истина – в Красоте. Космос утверждает на этой формуле эволюцию. Космос направляет мир к овладению красотою.
Беспредельность I, 178.
Когда повторяю о красоте, хочу приучить к великой красоте Огненного Мира. Каждый, кто может любить прекрасное, уже преображает часть жизни Земли. Только подробным, духовным познаванием можно уже здесь сожигать ненужные ветоши. Не в особых кострах на площадях совершается такое сожигание, но в улыбке любви каждого дня. Лишь постепенно познаем, как прекрасен Мир Духа.
Мир Огненный I, 576.
Пусть люди соединяют понятие внутреннего совершенствования с принятием красоты земных вещей. Красота для многих, разве это не спасительный огонь для путников? Так усовершенствование своего «я» для других будет достойным решением.
Мир Огненный I, 635.
Можно и в цветах земных, и в оперении птиц, и в чудесах неба найти радость ту самую, которая готовит к вратам Огненного Мира. Главное, не будьте умершими для красоты. Кто может найти лучшую оправу для преданности, для устремленности, для неутомимости, нежели красота? Нужно среди земных условий уметь находить уже части, пригодные для всех миров.
Мир Огненный I, 638.
Безобразная мысль не породит прекрасного действия. Когда говорю о красоте, прежде всего, имею в виду красоту мысли. Мысль имеет форму, значит, красота мысли должна быть понимаема во всех отношениях. Человек не должен мыслить безобразно ради Космоса.
Аум, 439.
Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии. Красота будет понятием возвышающим. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию Космоса.
Надземное, 42.
Не может мыслить о мире тот, кто не знает красоту.
Надземное, 320.
Люди могут слушать самые возвышенные слова и не прилагать их к жизни. Мы говорим о воспитании, но среди воспитания первое место принадлежит восприятию красоты. Человек должен принадлежать к красоте. Он может увидеть ее в каждом солнечном луче. Он может принять красоту в сочетании звуков. Человек не может оправдаться своей нищетой, ибо Космос открыт как для богатых, так и для бедных. Но учителя земные пусть сумеют открыть восприятие красоты.
Мыслитель говорил: «Кто не знает пути красоты, тот не дерзнет обратиться к Высотам Божественным».
Надземное, 426.
Целость Мироздания есть красота, и человек должен полюбить все создание, только тогда он может выполнить свое назначение.
Надземное, 519.
Когда мы отречемся от невежества, тогда поймем всю красоту Беспредельности!
Беспредельность I, 3.
Однообразие жизни делает сущность жизни столь лишенной красоты. Как же могла жизнь людей покрываться столь скучной, однообразной одеждой, тогда как разнообразие Космоса полно красоты? Когда Космоса сочетания так разнообразны!
Беспредельность I, 35.
В красоте залог счастья человечества, потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа. Мы считаем искусство бессмертным и беспредельным. Мы разграничиваем знание и науку, ибо знание есть искусство, наука есть методика. Потому стихия огня напрягает искусство и духотворчество. Потому чудесные жемчужины искусства могут, истинно, поднять и мгновенно преобразить дух.
Иерархия, 359.
Но Красота заключена в каждом участии в построении Нового Мира. Это истинная область сердца. Это желанное очищение жизни даст ту торжественность как Свет неугасимый.
Сердце, 593.
Полюбите красоту звучания. Человеческий голос есть уже чудо. Можно видеть, как воздействует голос даже без слов. Каждый слышал хоры на расстоянии – слова уже стерлись, но магия звука жила.
Так нужно всегда напомнить, сколько чудес заключается в человеке.
Аум, 34.
Если вдохновение связано с психической энергией, то и красота будет у того же источника. Потому Говорю, что психическая энергия есть красота.
Аум, 478.
Лечение музыкой уже применяется, но следствия не всегда ощутимы. Причина в том, что не принято развивать восприятие музыки. Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании.
Братство, 292.
Даже ужасные преступники получали наименование великолепных только за признание ими красоты. Следует по всей истории человечества убедиться, каким щитом была Красота. Ущемление творчества является признаком падения человечества, но каждая эпоха расцвета творчества осталась как ступень достижения. Если все это знают, почему же не приложат искусство к жизни? Можно помнить, что прекрасные памятники творчества появлялись как вехи целебные, – к ним спешили в устремлении, они несли мир.
Без Красоты нельзя мыслить о Братстве.
Братство, 498.
Излишне говорить о смысле устремления к Высшему миру поэтам, музыкантам, художникам, ваятелям, певцам, ибо их выражение красоты основано на вдохновении. Кто же может обозначить грань между вдохновением и Иеровдохновением. Неразличима такая грань между вдохновениями. Каждое вдохновение содержит некоторую частицы Иеровдохновения. Только само сердце может определить степень восхищения. Сам участник красоты может почуять, когда поверх земных выражений нисходит Начало Ведущее. Потому излишне убеждать служителей красоты о ее вершинах.
Если кто не трепещет осознанием творящей красоты, он не будет работником на поле творчества.
Аум, 300.
Стихию огня ничто заменить не может. Также не имеет заместителя психическая энергия. Самая самодовлеющая, самая утонченная, самая восходящая энергия есть истинная дочь огня! Не случайно зовем к огненной победительнице. Каждый восторг уже отлагает крупицу сокровища. Каждое восхищение перед прекрасным собирает зерна света. Каждое любование природою создает луч победы. Уже давно сказал: “Через красоту имеете Свет”.
Агни-Йога, 546.
Широкое распространение знаний может переродить мир. Знание может делать чудеса. Вспомним слова Благословенного о невежестве. Каждый успех зависит от знания, и если где-нибудь неудача, то где-то вкралось невежество. Потому скажем – знание выше всего. Где есть знание, там явление красоты.
Беспредельность, 493.
Истинно, правильно сказали о значении основного принципа Наших Дел. Красота – произнесена, потому будем беречь ее основание. Жемчужины нужно охранять!
Иерархия, 108.
... Роскошь есть антипод красоты. Роскошь есть своего рода магия, но там, где живет красота, не нужно никакой магии.
Мир Огненный I, 490.
Нет такой темницы, где бы не мог сиять Огонь Сердца! Так красотою пылайте.
Мир Огненный I, 410.
Устремление духа напрягает мужество, насыщая человека энергией огня. Сила воли предоставляет человеку самую устремленную стройную ступень к красоте. Только при строительстве духа утверждается форма красоты. Потому, когда сила мужества напрягает творчество, то результат соответствует красоте. Так каждое народное движение, напряженное силою духа, дает новую ступень эволюции. Все космические веления соответствуют красоте. Так путь к Беспредельности зовет к красоте!
Беспредельность II, 586.