Skip to main content

Знамя Мира. Историко-культурные особенности

Знамя Мира – это необычное явление в истории мировой культуры и в истории сохранения культурного наследия.

Несколько слов о самом Знамени. Это отличительный флаг Пакта Рериха, посвященного сохранению культурных ценностей. Поднятое над памятниками и учреждениями культуры во время войны или в мирное время, Знамя призывает уважать их и покровительствовать им, обозначает нейтралитет территорий, на которых они располагаются [см.: 1, с. 514]. Исторически до этого Знамени в ходе Гаагской конференции в 1907 году был принят опознавательный символ для защиты памятников и сооружений в виде прямоугольного щита, заостренного с одной стороны и разделенного диагоналями на треугольники черного и белого цветов. Этот знак должен был быть расположен на зданиях, чтобы его было видно с самолетов, вылетавших на боевые задания. Похожий символ – прямоугольный щит, разделенный на прямоугольники белого и голубого цветов, – был принят впоследствии Гаагской конвенцией 1954 года. Однако Знамя Мира, предложенное Н.К. Рерихом, выделяется на этом историческом фоне как своим внешним видом, так и внутренним глубоким смыслом.

В том, что касается внешнего вида Знамени, обращает на себя внимание его необычная символика: на белом полотнище расположены три соединенные красные сферы, заключенные в окружность. Распространенность символа триединства очень широка, он встречается в христианских храмах, буддийских монастырях, на мусульманских мечетях, а также на менгирах Алтая, Гималаев и Средней Азии, на одеждах святых, на щитах крестоносцев, на печати Тамерлана, гербе Самарканда и т.д. Видимо, этот символ в давние времена был сакральным, и его связь с древними верованиями и религиями может означать то, что в нем зашифровано знание, какая-то истина, которая объединяет все эти эпохи и все человечество.

Распространена следующая расшифровка символа: «прошлое, настоящее и будущее в едином круге вечности» [2, с. 360]. При всей ее кажущейся простоте здесь утверждается единство времени, условно разделенного на прошлое, настоящее и будущее, и единство связанного с этим временем пространства, объединяющего все миры, видимые и невидимые, осязаемые и неосязаемые, с которыми взаимодействует человек. И чтобы осознать это важное взаимодействие, мы должны обратиться к тем самым культурным ценностям, которые охраняют Пакт Рериха и Знамя Мира. Существуют и другие толкования знака Знамени Мира [3], которые раскрывают его важные функции.

В далеком 1914 году, в разгар Первой мировой войны, Н.К.Рерих хорошо понимал, что в данное историческое время необходимо предложить всем народам мира. В эпоху революций и мировых войн он твердо и убедительно сказал о Культуре и мире. Для многих его современников это, наверное, был неожиданный шаг, но он был смелым и исторически оправданным. Этот шаг давал человечеству возможность в период между двумя войнами изменить соотношение сил на планете, дать новый импульс к духовному развитию человечества.

Предлагая Знамя Мира, Н.К.Рерих отмечал, что каждая эпоха имеет свое знамя, которое выражает чаяния народов. Никакое общее дело никогда не начиналось без поднятия возвышающего, ведущего символа. Но не было в истории еще знамени, которое утверждало бы Культуру и ее ценности.

Здесь следует сказать о принципах, на которых утверждается Знамя Мира. Это прежде всего неприкосновенность культурных ценностей. Принцип неприкосновенности был выражен Н.К.Рерихом латинской формулой «noli те tangere» [4, с. 207], что переводится как «не прикасайся ко мне». Он использовал эту формулу, чтобы подчеркнуть специфическое отношение к культурным ценностям – «не прикасайся» для разрушения того, что относится ко всеобщему культурному достоянию народов.

Другой принцип – Знамя не нарушает ничьи мирные интересы и никого не умаляет, оно лишь возвышает понимание культурного наследия, утверждает ценность человеческой мысли, которая отражена в памятнике и отличает культуру прошлого, ее достижения в поиске и открытии истины. Многое уже утрачено за тысячелетия, но сегодня задача состоит в том, чтобы сохранить то великое, что еще осталось, не прервать нить культурной преемственности.

Еще один важный принцип Знамени Мира. Уже говорилось о единстве времени и пространства. Знамя утверждает единство на всех уровнях мироздания (три соединенные сферы в окружности). Это единство можно понять, если иметь в виду всеначальную энергию, наполняющую окружающий мир, все сущее, каждого человека. На понимании единства космоса, единства человечества должна быть основана соизмеримость всех действий человека.

Знамя охраняет культурные ценности, однако само по себе оно не может предотвратить войну, которая должна быть преодолена изменением представлений человека о сути самой жизни, закономерностях ее развития. «Мой зов, – писал Н.К.Рерих, – направлен к общему преображению культурной жизни» [5, с. 169]. Он опирался на основополагающие идеи Живой Этики, учения о космической эволюции человечества, в котором утверждается явление Знамени Мира как знака нового культурного подхода ко всем вопросам жизни. Этот культурный подход не может быть осуществлен без совершенствования внутреннего мира человека, его преображения, и Знамя охраняет то, без чего это преображение не может осуществиться.

Здесь мы неизбежно выходим на проблему Культуры. С ней связано прошлое, настоящее и будущее человечества; она вечна. К Культуре имеет самое непосредственное отношение духовная составляющая человеческой природы, которая определяет его жизнь, творчество и эволюцию. Понятие «духовного» постепенно занимает свое место в науке о культуре, однако оно еще не наполнилось глубинным смыслом, ценностным содержанием, раскрывающимся в учениях Востока, трудах мыслителей Серебряного века в России и в синтезе философской мысли учения Живой Этики. Явление духа относится к более высокому плану бытия и, соответственно, к более тонкому уровню восприятия действительности. В полной мере это понятие еще не изучается академической наукой, поскольку требует иной методологии, расширяющей границы познания экспериментальной науки. Здесь огромную роль играет не только мысль, сознание, но и сердце человека, определяющее его нравственное начало.

Без нравственного, духовного начала очень трудно, а может быть, и невозможно глубоко постичь величайшие творения человеческого гения, понять, как создавалось культурное наследие, что именно в нем ценного, как люди понимали Прекрасное и что такое сама Красота с точки зрения космической эволюции.

В связи с этим приобретает особое значение положение Живой Этики о том, что «Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию Культуры» [6, § 331]. Другими словами, человек должен оставить грубость, недоверие, невежество, недоброжелательство, осуждение, клевету и другие подобные им качества, которые несут энергетику, свойственную низшей природе человека. Все это не способствует его эволюционному восхождению. «...Для неотложного Знака Культуры, – писал Рерих, – нужно хоть немного поступиться привычками обыденности, вульгарными осадками и всеми теми пыльными условностями невежества, от которых все равно рано или поздно придется очищаться» [7, с. 270]. Великодушие, сердечность, дружелюбие, доверие, стремление к Прекрасному, осознание величия духа, чистое мышление – все это создает условия для развития нравственности и духовности, для эволюции человека, формирования его Культуры. Так, Знамя Мира может реализовывать свою важную функцию – быть «покровителем духовного здравия человечества» [8, с. 258].

Н.К.Рерих в своих многочисленных литературно-философских очерках раскрывал огромную роль просветительства и широкого сотрудничества разных народов в продвижении идеи Пакта и Знамени Мира. И это начинали понимать те, кто стояли у истоков международного движения за сохранение культурного наследия, те, кто прилагали усилия к всемирному признанию Пакта Рериха и Знамени Мира. В далекие 1930-е годы они понимали, что для достижения мира необходима длительная просветительская работа, особенно среди молодежи. И Рерих предложил программу этой работы, которую он назвал «программой Культуры» [см.: 7, с. 269]. Думается, что не будет ошибкой называть ее также «программой Пакта Рериха», или «программой Знамени Мира». Краеугольным камнем в этой программе становится воспитание и образование подрастающего поколения, формирование его миросозерцания и миросознания, основанных на бережном отношении к культурному наследию, к высшим понятиям, которые несут в себе духовные ценности.

Н.К.Рерих справедливо считал одной из главных задач воспитания и образования направить мышление человека к природе, в общении с которой человек черпает свои познания, открывает великие законы, по которым развивается жизнь в целом, на земле или в космосе. Во взаимодействии с природой человек обучается труду и творчеству. Не зря Н.К.Рерих называл Знамя Мира и «знаменем труда» [см.: 9, с. 78], и одновременно «знаменем беспредельного познавания» [см.: 9, с. 78]. Совершенствованию человека, помимо природы, должны служить и искусство, и наука, и философия, и религия, которые в своем синтезе воспитывают его сознание, поднимают его на столь высокий духовный, нравственный и интеллектуальный уровень, который отвечает новой ступени всемирной эволюции.

Предложенная Н.К.Рерихом программа включала «всемирный день Культуры» [10, с. 107], когда во всех школах, просветительных обществах, храмах одновременно один день будет посвящен осознанию национальных и мировых культурных сокровищ. Эта программа предусматривала обсуждение и каталогизирование памятников культуры, учреждение особых комитетов, которые возьмут на себя организацию всех культурных дел и распространение идеи Знамени Мира. «Пусть люди, – писала Е.И.Рерих, – привыкают видеть это Знамя там, где произносятся слова строительства, слова о знании и культуре и о всем самом Прекрасном» [11, с. 11].

«Программа Культуры» несла в себе новую концепцию миротворчества, в которой Рерих соединил состояние мира с сохранением культурных ценностей. Он воспринимал мир как осознанное и неутомимое его творение человеком, в той же мере, как и создаваемые им культурные ценности. И прежде всего это его творение в сознании. В этом случае мир перестает быть утопией и становится реальностью. Мир – непреходящая культурная и духовная ценность, которую способно создать человечество.

В творении мира нет насилия, унижения, умаления другого. Его инструментом должно быть убеждение, терпение, доверие, желание охранить достоинство и честь государства, человеческое в человеке. Само по себе миротворчество выражается в деятельности, направленной на недопущение войн в принципе, а также в межкультурном диалоге, в открытости сторон. Интерпретация миротворчества, по Рериху, дает основание говорить о нем как о новом культурном феномене, выявляющем духовно-нравственные механизмы функционирования общества в сложном историческом процессе.

В обществе, следующем «программе Культуры» Рериха, могут постепенно создаваться традиции почитания Культуры, а вместе с тем уменьшаться пространство вражды, ненависти и войны. Судороги зла, считал Рерих, будут неизбежны, но для человека все же естественно желать мира и добиваться его в мирном строительстве.

Трудно переоценить выдающуюся роль Н.К.Рериха и Е. И.Рерих в выдвижении Знамени Мира. Их совместные усилия по утверждению идей, связанных со Знаменем, деятельность в русле масштабного объединения культурной, созидательной работой всего международного сообщества явились важнейшими эволюционными действиями. Идеей Знамени Мира пронизаны и литературные, и живописные произведения И.К.Рериха, богатейшее эпистолярное наследие Е.И. Рерих. Оба они раскрывали историко-культурную и духовную суть Знамени Мира, обосновывали его своевременность, задачи, связанные с пониманием истинного значения культурных ценностей, уважением творений человеческого гения, самого духа человека, что в итоге приводит его к осознанию духовной Иерархии.

Литература

1. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) // Знамя Мира. Сб. М.: МЦР, 2005.

2. Шапошникова Л. В. Мудрость веков. М.: МЦР, 1996.

3. Рерих Н.К. Письмо А.М.Асееву от 20.12.33 // Рерих Н.К., Рерих Е.И. Оккультизм и Йога. Летопись сотрудничества. В 2 т. Т. 2. М.: Сфера, 1998.

4. Рерих Н.К. Знамя Мира // Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.]. Т. 2. М.: МЦР, 1995.

5. Рерих Н.К. Стража Матери Мира // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

6. Иерархия. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011, 384 с.

7. Рерих Н.К. Красный Крест Культуры // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

8. Рерих Н.К. Русскому комитету Пакта Рериха в Харбине // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.

9. Рерих Н.К. Привет нашим обществам культуры // Мир через Культуру: сборник. М.: МЦР, 2015.

10. Рерих Н.К. О Культуре и мире моление // Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.

11. Рерих Е.И. Письма. [В 9 т.]. Т. II (1934). М.: МЦР, 2013.

12. Шапошникова Л. В. Актуальность Пакта Рериха в современном мире // Культура и время. 2005. № 4 (18). С. 40-51.

 

Составлено по материалу:
Дьяченко И.Ю. Знамя Мира и его историко-культурные особенности //
80 ЛЕТ ПАКТУ РЕРИХА: Материалы Междунар. науч.-обществ, конф. 2015.
– М.: Международный Центр Рерихов, 2022. – 308 с.