Skip to main content

Эволюционное значение культуры

Рерих Н.К. Мадонна Защитница (Святая Покровительница). 1933

Культура и формирование космического сознания

Человечество вступает в новый этап космической эволюции, когда для перехода на более высокую ступень необходимо новое космическое сознание или мышление. Особенности этого исторического вида мышления в отличие от всех предшествующих (мифологического, религиозного, научного) состоят в том, что человек и космос рассматриваются как единое целое, а жизнь человека регулируется космическими законами.

К ним относятся, прежде всего, такие законы космоса, как закон иерархии, энергоинформационного обмена, двойственности, противоположений и другие. Универсальные законы, направляющие коcмическую эволюцию человека, своим влиянием пронизывают все существо человека, все стороны его жизни. Законы космоса влияют на человека через искусство, нравственность, научное знание, религиозно-мифологические представления. Универсальным каналом, обеспечивающим их воздействие на человека, выступает энергоинформационный обмен. Эти законы преломляются во внутреннем мире человека – через сердце и интеллект, побуждая к определенным действиям и поступкам.

Законы космоса оказывают влияние на человека независимо от его воли и желаний. Нарушение человеком этих законов создает в его жизни немалые проблемы – прежде всего в его внутреннем мире, а также во взаимоотношениях человека с другими людьми. Столкновение человека с этими проблемами может побудить его задуматься об их подлинных причинах, ибо эти проблемы возникают в конечном счете вследствие игнорирования человеком космических законов.

В формировании космического сознания важную роль играет культура. Среди многообразия понятий культуры можно выделить несколько основных. Одни ученые под культурой имеют в виду совокупность материальных и духовных ценностей[1]. Другие сводят культуру к процессу творческой деятельности человека[2]. Есть такие ученые, которые видят в культуре все то, что сделано человеком[3].

Николай Константинович Рерих, выдающийся русский художник, мыслитель, общественный деятель, подходил к культуре как целостному явлению и в то же время раскрывал ее многогранность. Одна из граней культуры, считал Николай Рерих, состоит в том, что Культура есть почитание Света. Это положение помогает понять эволюционную роль культуры в человеческой жизни. Свет есть проявление энергии или, как она называется в Учении Живой Этики, психической энергии. В связи с этим Елена Ивановна Рерих, философ, жена и единомышленница Николая Рериха, пишет: «Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия, как энергия всеначальная, есть та энергия, которая лежит в основании проявленного Мира»[4, с. 211].

Представление о важной значимости энергетической стороны бытия стало распространяться во второй половине XIX – первой половине XX века не только в философии, (к примеру, в трудах Н.А.Бердяева, А.Л.Чижевского), но и в науке. Некоторые ученые подошли к пониманию энергии как всеобщей основы бытия. «…Необходимо признать, – писал выдающийся ученый ХХ века В.М.Бехтерев, – что все явления мира, включая и внутренние процессы живых существ или проявления “духа”, могут и должны быть рассматриваемы как производные одной мировой энергии, в которой потенциально должны содержаться как все известные нам физические энергии, так равно и материальные формы их связанного состояния и, наконец, проявления человеческого духа»[5, с. 230–231].

В соответствии с космическим законом двойственности одна сторона культуры выражает сущность культуры, аккумулирует ее духовность или энергетику. Другая сторона культуры представляет собой ее материальную форму в физическом мире. Такая двуединая и вместе с тем интегрирующая роль культуры реализуется в духовном пространстве человека благодаря его способности вступать в энергообмен с духовным пространством космоса вследствие того, что человек есть неотъемлемая часть космической реальности, которую он несет в своем внутреннем мире и с которой он связан живительными нитями энергообмена. Психическая энергия, согласно философии Живой Этики, составляет содержание энергообмена человека, связывающего его с энергетикой культурных ценностей – исторических памятников и сооружений архитектуры, музыкальных и литературных произведений, творений живописи, философских идей и научных концепций.

Таким образом, культура, воплощающаяся в различных формах и питающая духовную жизнь человека, выступает одним из оснований космической эволюции.

Соприкасаясь с культурными ценностями, человек может накапливать энергетику, которая родственна энергетике более высоких структур космоса. Благодаря этому человек имеет возможность взаимодействовать с этими структурами.

Взаимодействие человека с энергетикой культуры является условием его продвижения по ступеням Космической эволюции, что позволит ему путём культурного развития постепенно превратиться из объекта эволюции в ее сознательного субъекта. Продвижение человека по этому пути предполагает не только создание и освоение культуры, но и активное участие в ее защите. Созидание и освоение культурных ценностей помогает человеку понять сущность культуры, ее эволюционную роль в жизни человека и историческом развитии общества. Культура связывает человека с более высокой энергетикой, без которой человек не сможет стать действительно космическим существом и собственно человеком, как предначертано Космической эволюцией. Это дает ясное понимание культуры как важнейшего достояния человечества, каждого народа и необходимости защиты культуры от посягающих на нее деструктивных сил.

Проявляя небрежение к культуре, ведущее в конечном счете к ее разрушению, общество разрушает основы своего существования и развития, ибо закрывает возможности своего обогащения энергетикой культуры и более высоких структур Мироздания.

Такое положение в обществе не может продолжаться долго. Поскольку возникает огромный риск деградации общества, которая, как это уже случалось в истории, может привести к его дегуманизации и расчеловечиванию. Тогда общество ждут трудные времена. 


[1] Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

[2] Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

[3] Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов, 1979.

[4] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 5. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2003.

[5] Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности. В 2 т. Т. 1. СПб.: Алетейя, 1999.

 

Составлено по материалу:
Фролов В.В. Культура и формирование космического сознания // 75 лет Пакту Рериха:
Материалы Между нар. общест.-научн. конф. 2010. – М.: Междунар. Центр Рерихов;
Мастер-Банк, 2011. – 488 с.

 


Пакт Рериха и эволюционное значение культуры

Энергетическое мировоззрение которое стало формироваться в переломном XX веке не только в философии, но и в естественных науках, содержало новые и плодотворные подходы к проблемам эволюции Вселенной, Планеты и человека.

Согласно этому мировоззрению, Культура как таковая, рассматривается в качестве одного из важнейших устоев этой эволюции, без энергетики которого невозможна была и сама эволюция человечества. «Культура, – писал Н.К.Рерих в одном из своих очерков, – есть глубочайший устой жизни, скрепленный высшими серебряными нитями с Иерархией эволюции».

Культуру часто путают с цивилизацией. Это является нередко причиной всякого рода подмен, методологических искажений и даже политических ошибок. Источники Культуры и цивилизации различны, хотя то и другое в течение истории человечества находится в самом тесном взаимодействии и одно без другого часто не может существовать.

Цивилизация, в строгом ее определении, есть обустройство жизни человека, в первую очередь, с материей этой жизни, с интеллектом самого человека и наработанными им умениями. Цивилизация возникает в конкретном времени и пространстве, преходяща по своему характеру и подвержена умиранию и забвению.

Культура же есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует свое творчество. Поэтому такая система живет и развивается по Великим законам Космоса.

Можно сказать: цивилизации приходят и уходят, а Культура остается. Ибо цивилизация имеет дело с внешними формами обустройства человеческой жизни, в то время как Культура есть пространство бессмертного человеческого духа. Культура первична, цивилизация вторична. Но их взаимодействие крайне важно для самого человека. С самых древних времен Культура и цивилизация представляли собой одно целое. Со временем, а на это были свои причины, цивилизация стала отдаляться от культурного поля. Однако надо помнить, что Культура лежит в основе цивилизации. Если такой основы нет, то возникает бездуховная цивилизация, свидетелем которой мы являемся. В такие моменты утрачивается представление о культуре, как стержне самой цивилизации. Люди забывают о том, что какой бы изощренной и материально обеспеченной ни была цивилизация, она не в состоянии создать того внутреннего, духовного человека, на котором и держится Космическая эволюция. Предавая забвению Культуру как таковую, отводя ей второстепенное место в системе общественных ценностей, а зачастую сводя ее к псевдоценностям массовой культуры, многие не понимают одного обстоятельства – любой кризис в стране – экономический, социальный, политический, научный и т.д. есть прежде всего кризис самой Культуры и его носителя – духа. Выход из любого кризиса должен начинаться с понимания эволюционной роли духовной Культуры и создания благоприятных условий для ее развития.

Известно, что в энергетическом обмене, который является важнейшим эволюционным механизмом, участвуют также более высокие миры, материи и измерения иного состояния. Энергообмен с Высшим, который является важнейшим условием развития эволюции вообще, происходит в основном энергетическом поле Культуры. Через это поле идут в наш плотный физический мир более высокие и тонкие энергии, необходимые для дальнейшего совершенствования рода человеческого.

Когда-то Достоевский сказал: «Красота спасет мир» Н.К.Рерих повторил его слова, но добавил одно слово. «Сознание Красоты спасет мир». Что имели в виду великий писатель великий художник? Какой смысл стоял за их словами? Согласно концепции энергетического мировоззрения, любое явление в пространстве нашей космической реальности имеет свою энергетику. Красота, как явление, обладает наиболее тонкой и высоковибрационной энергетикой. Греческое слово «Космос» кроме значения «порядок» имеет еще одно – «красота». Через Красоту мы идем от хаоса к Космосу, от беспорядка к упорядочению любой области человеческой деятельности. И наше так называемое спасение, и наше эволюционное продвижение находятся именно в этом творческом пространстве: хаос – Космос. По своей энергетической сути Красота есть гармония духа, выраженная в различных областях человеческой деятельности и окружающего нас мира, и в первую очередь, в искусстве и природе, Поэтому не зря великий итальянский художник и мыслитель Леонардо да Винчи сравнивал труд художника, создателя рукотворной Красоты, с трудом Бога-творца.

Лицезрение Красоты и особенно осознание нами ее скрытого и сокровенного смысла дает нам возможность воспринимать не только ее совершенные формы, но и ее тонкую высшую энергетику. Последняя способствует совершенствованию нашей материи, утончению ее и повышению частотности ее вибраций. Иными словами, Красота есть один из важнейших факторов, превращающих хаос в Космос во внутренней Вселенной самого человека, содействующих формированию гармонии в ней и созданию в ее пространстве доминанты Духа. Красота есть одно из формообразующих условий в энергетическом поле Культуры.

Составлено по материалу:
Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение культуры //
Защитим культуру: Материалы Междунар. общест.-научн. конф. 1995. –
М.: Междунар. Центр Рерихов. 1996. – 208 с.

 


 

Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха
видеофрагмент доклада
на Международной общественно-научной конференции
«75 лет Пакту Рериха», 9 октября 2010 г.