О труде
Введение
Труд есть основа жизни людей, самоотверженный труд на Благо Общее лежит в основе Культуры и Эволюции.
Сегодня нужны новые подходы к осознанию многих понятий с позиции космического мышления, особенно таких фундаментальных, которыми являются Культура и труд.
Методологической основой нового космического мышления является Учение Живой Этики – главный философский труд творческого наследия семьи Рерихов. В этом Учении Жизни даны все основные понятия для осознания путей эволюции, в том числе и о значении труда.
Освещая различные стороны эволюционной роли труда, Живая Этика дает емкие и сущностные определения: труд есть высокая ценность, труд есть высшее мерило, «труд есть мерило качества сознания», труд есть фактор мироздания, «труд – венец Света», «В труде эволюция». В этих формулах выражено всё величие труда.
Но можно отметить, что, ни в обществе, ни в науке, ни в системе образования, ни в просветительской деятельности теме труда должного внимания не уделяется. Между тем эволюционные преобразования в обществе и в самом человеке невозможно осуществить без кардинального изменения отношения к труду.
С развитием новой парадигмы Культуры, которая возникла в связи с формированием в науке рериховской культурологической концепции, где человек предстает как носитель активного высокодуховного, творческого начала, движущего космическую эволюцию, и Культура рассматривается как самоорганизующаяся система духа, учеными выведен ряд новых функций Культуры. Если исходить из того, что труд лежит в основании Культуры, то этим функциям Культуры соответствуют и следующие функции труда.
Связующая функция. Труд выступает важнейшим условием связи человека с высшими, более утонченными состояниями материи, высокоорганизованными космическими структурами, импульс которых и обеспечивает самоорганизационные процессы в энергетическом поле духа человека.
Преображающая функция. Данное преображение в процессе труда обеспечено тем космическим энергообменом, в котором задействован дух человека. Важным фактором в этой функции выступает внутреннее, сознательное устремление человека к чему-то более высокому и совершенному. Этический и энергетический процессы преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств) проявляются в единстве и являются основой пути космической эволюции человека.
Эволюционная функция труда связана с творческой и преображающей материю деятельностью духа и задействована в общекосмическом эволюционном процессе.
Спасительная функция заключается в том, что труд является победою над повседневностью. Ежедневный сознательный ритмичный труд есть накопление психической энергии, дает истинную радость труженику и ограждает от проявления несовершенных качеств человека.
Психическая энергия – всеначальная, жизненно важная энергия, – лежит в основании проявленного Мира. Труд служит возбудителем жизненных сил, психической энергии, иными словами, в процессе труда психическая энергия приходит в действие. В трудовой деятельности происходит энергообмен между Микро- и Макрокосмом, где труд является главным условием «возмущения и привлечения» пространственных энергий, и таким образом значение труда расширяется до космических масштабов.
Труд заключает в себе огонь жизни. «Даже при низшем труде человек творит проявление огненной энергии. Отнимите у него труд, – говорится в Живой Этике, – и он неминуемо впадёт в маразм, иначе говоря, утеряет огонь жизни» [Мир Огненный I, 62].
Труд на Общее Благо есть путь эволюции, и нужно полюбить такой труд. Не эгоистическое, но широкое понимание труда – на пользу Общую – значительно утончает сердце, развивает чувствознание – способность прямого познания действительности через сердечное постижение мира.
Понимание значения труда в жизни человека, в культурном развитии общества должно закладываться с детства, чтобы труд стал насущной потребностью. О необходимости труда, о важности качественного выполнения любой работы нужно говорить с детьми с малых лет – в семье и школе творить будущих тружеников и творцов.
И замечательно, когда с малых лет труд устанавливается как единственная основа жизни, как самосовершенствование. Всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – в области развития чувств и развитии воли (когда требуется дисциплина в организации собственного труда), а также в области развития мышления: добиваясь качества выполняемой работы, человек тренирует свой мыслительный аппарат, утончая и обостряя мысль, развивает творческое воображение. И усвоив полезность труда в детстве, пронеся любовь к труду через всю жизнь, труженик в зрелом возрасте спасен от многих проблем со здоровьем и, в частности, от распространенных в наше время болезней мозга. Нужно отметить, что долгожители – как правило, люди трудолюбивые.
В современном обществе отношение к труду чаще встречается потребительское, а именно: поменьше затратить сил, побольше получить выгоды. Бытует страх перед трудностями, отношение к ним, как к наказанию. Людям трудолюбивым, труженикам даются пренебрежительные прозвища, подчас граничащие с цинизмом. Так сложилось в веках, что труд был опозорен рабством, и многие еще воспринимают труд как проклятие. До сих пор наряду с добровольным трудом, существует труд принудительный и труд вынужденный. Если в случае с принудительным трудом о гуманистической функции его говорить не приходится, то вынужденный труд может всё же быть облагорожен правильным к нему отношением.
Приобщение к труду и культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Если Культура зовет каждого к труду на пользу его собственного духовного развития и для Общего Блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, извращая все высокие понятия. «Что же должно делать человечество в этих случаях явной порчи основных понятий? – писал Н.К.Рерих в своем очерке «Синтез». – Не должно ли оно немедленно очищать их и возвращать их к естественному первоначальному значению?»
Чтобы познать ценность труда, необходимо постигнуть истину – для чего живет человек? Мудрость веков, запечатленная в Учении Живой Этики, дает ответ на этот вопрос: чтобы стать лучше, чтобы познавать и совершенствоваться, чтобы стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу. Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном возрасте, иные бы подрастали поколения, и перед обществом сейчас не стояли бы проблемы преступности, наркомании и иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не свернет во тьму невежества.
Н.К. Рерих в статье «Утверждение» писал: «Всем сотрудникам выпадает очень тяжкое испытание трудом, – но именно этот разнообразный опытный труд еще больше уничтожает всякие отвлеченности и наставляет к неотложному совершенствованию… Среди разрушений Вы утверждаете, среди неразберихи – Вы находите, среди враждебных разногласий Вы стройно обсуждаете и духовно обогащаете друг друга… Будем строить, зная, что во всех концах земли имеются прекрасные сотрудники. Они поймут дружелюбие. Они поймут сердечный огонь и они поймут, что ценность труда превыше всех мертвых условных знаков… Во имя труда и сотрудничества будем держаться вместе, будем держаться крепко, ибо согласием и сознанием процветут дела строительного Утверждения».
Таким образом, учитывая высокое воспитательное значение труда как фактора мироздания, его роль в космической эволюции человечества и Культуре, необходимо приложить все усилия для того, чтобы довести высокое значение труда до сознания современников, особенно, до подрастающего поколения. Сознательное отношение к труду и правильное его понимание приведет к созидательной работе, тем самым будет выполняться задача воспитания творческой, духовно развитой личности – человека культуры.
Составлено по материалу:
Уварова Л.И. Педагогические аспекты подготовки восприятия
эволюционной роли труда в развитии человека и строительстве культуры
// Журнал «Педагогика Культуры» № 21, 2014 г.
Живая Этика о труде
Труд – венец Света
Спросят: «Когда же приготовиться к работе?» – Скажите: «Не теряя часа».
[Спросят:] «Когда же будет Зов?» – Скажите: «Даже спите чутко».
[Спросят:] «Как же работать это время?» – Скажите: «Умножив качество труда».
Озарение.вступение.
Работай для жизни и сознания чистоты.
Зов,24.01.20.
Трудитесь и познаете свет.
Зов,14.01.1921.
Работайте – не ропща.
Зов,29.06.1921.
Труд – залог преуспеяния. Каждому из вас положено преодолеть земные тернии, явите силу духа, приближайтесь.
Зов,8.08.192.
Гимн Творцу не только в храме возносится, но воск свечи проливается в труде жизни.
Зов,28.10.1921.
Нужно работать чистым духом, остальное придет без нарочных дум.
Зов, 3.01.1922.
Трудности дела – не более шлифовки алмаза.
Чужая воля должна быть направлена к добру, как волна на мельницу.
Но сколько запруд сооружает мельник, прежде чем направить рабочую волну.
Нужно руке мочь и глазу дерзать на новые возможности.
Ценна только работа, произведенная своими руками.
Работою снимаете замки от ворот к странам, куда стремитесь.
Зов, 1.03.1922.
Всегда путь добра – не песнопение, а труд и служение.
Зов, 10.04.1922.
Радость есть явление силы Создателя, освещающей тьму мира, куда Устав Наш приводит через труд каждого.
Зов, 18.04.1922.
Трудитесь. Путь открыт для труда.
В ваших руках величайшие возможности.
Зов, 25.07.1922.
Ни самооправдание, ни уклончивость не помогут.
Только творящий труд ведет к победе.
Труд поймите широко.
Зов, 3.08.1922.
Надо счастье утверждать трудом.
Зов, 7.01.1923.
Не за сном, не за едою,
Но за трудом Я оправдаю Моих возлюбленных .
Утром, твердя семисловие, скажите:
«Помоги нам не пройти мимо труда Твоего!»
И, повторяя Имя Мое и утверждаясь в труде Моем, вы дойдете до дня Моего.
Запомните и читайте Слова Мои.
В эти тяжкие дни трудом оправдаетесь, и действием вознесетесь, и Моим Именем достигнете.
Зов,20.01.1923.
Итак, вы в труде встретите Меня.
Но где же признаки труда?
Быстрота, решительность и самоотверженность.
Но быстро и решительно можно дойти и до пропасти, А ваш путь к вершинам.
И потому еще прибавьте – и мудро.
И возьмите за обычай утром,
Начиная день, спросить себя –
Что можете прибавить к работе порученной?
Чтобы Имя Мое вошло во все дела ваши,
И вошло не препятствием, но утверждением.
Не отвлекая, не усложняя, но входя как часть ваших решительных мыслей.
И так, в труде, мудро и приняв щит Имени Моего, победите все, что вредит пути восхождения.
Это совет для немедленного приятия к делу.
Зов, 27.01.1923.
Не люблю говорить о наградах за труды, но воздаяние не замедлит. Говорю о радости труда.
Озарение ч.1, I, 5.
Избегайте однообразия как в месте, так и в труде. Именно однообразие соответствует величайшему заблуждению – понятию собственности.
Раб собственности теряет прежде всего подвижность духа. Такой раб перестает понимать, что каждый день труда должен быть окрашен особым качеством духа. Такой раб не может переменить место, ибо дух его будет безвыездно в своем доме земном.
Спросите себя, легко ли вам передвигаться? Легко ли вам переменять качество труда? Если легко, то, значит, вы можете понять ценность Общего Блага.
Если каждая поездка заставляет вас писать духовное завещание и перемена труда делает вас несчастным, значит, надо принять лекарство. Следует тогда предписать самые опасные поездки и назначить смену самого разнообразного труда. Разовьются мужество и находчивость, ибо первопричина – страх.
Зародыш чувства собственности – тоже страх. Хотя бы чем-нибудь прикрепиться к Земле. Точно жалкая лачуга может явиться достаточным якорем для духа! Точно груда собственных вещей может защитить от молнии! Периодически вредные игрушки собственности отнимались от человечества, но отец лжи, страх, опять ткет свою паутину, и опять боязни измышления. Потому отменим страх. С ним уйдут собственность и скука.
Сколько нового здоровья в разнообразии места и труда!
Озарение ч.3, V, 6.
Говорят, что труд может быть утомителен и даже вреден для здоровья. Так говорят ленивые и неподвижные люди.
Поймите: труд, правильно распределенный, по природе своей не может утомлять. Только понять, как правильно сменить группу рабочих нервов, – и никакая усталость недоступна. Не пытайтесь найти отдых в безделье. Безделье есть лишь микроб усталости. После напряжения могут заболеть мускулы, но стоит погрузиться в безделье, и вы почувствуете всю боль. Тогда как, вызвав работу противоположных центров, вы совершенно минуете рефлекс бывших напряжений! Конечно, подразумевается большая подвижность, которая развивается сознательным опытом.
Когда врач предписывает разнообразное лечение, находится время и возможность выполнить. Так же можно найти разумную смену труда, – это касается всех родов труда.
Озарение ч.3, V, 15.
Среди задач будущей эволюции, после одиночной работы, надо перейти к организации более сложных организмов.
Приходилось видеть примеры работы насыщенного ритма в отдельных личностях или в очень малых общинах, но толпа или собрание людей не умеют употребить полезность этого принципа.
Внешность работы может быть очень различна, но пусть ощущается ритм – работа будет совершенно иная качеством.
Если бы большинство современных семей не являлись рассадниками пошлости, то именно они могли бы быть проводниками работы общего духа.
Но механические матери и отцы умеют лишь лепетать – делайте как все!
Учите малых строить свои города!
Озарение ч.3, VI, 9.
Какое внешнее условие является необходимым для качества работы? – Свет. Только свет делает работу производительной и полезной. Бабочка может летать, пока ее радужная пыльца не истощена. У человека имеется та же радужная сила, и она воспринимает посредством фотоплазмы мощь света. Фотоплазма, будучи эманацией нервной системы, образует радужную пыльцу, принимающую лучи света и проводящую их в нервные каналы.
Лучшие соединения со светом получаются утром, потому не закрывайте утреннего света. Работайте при свете, решайте при свете, судите при свете, тужите при свете, радуйтесь при свете. Ничего не сравнить со световой волною. Даже самое лучшее электричество, даже самое голубое, дает в восемь тысяч раз меньше, нежели луч Солнца.
Не только просторность рабочих помещений, но и правильный доступ света должны быть изучаемы.
Лучи Солнца должны быть оценены как мировое сокровище.
Так будем помнить, начиная утреннюю работу и мужественно продолжая ее в Бесконечность.
Озарение ч.3, VI, 15.
Человечеству особенно трудно понять соотношение между качеством работы и бесконечностью. Обыватель полагает, что высшее качество работы ведет к конечности. Для него качество заключается в законченности, которую Мы называем мертвенностью. Совершенно невозможно объяснить обывателю, что высшее качество стремится в бесконечность. Именно в незаконченности высшего напряжения лежит нахождение знания. Нужно найти мужество работать для бесконечности.
Озарение ч.3, VI, 16.
Сотрудничество должно полагаться на крепкий устав. Такое положение приучает к порядку, то есть помогает войти в ритм. Так даже в повседневной работе выражаются великие законы Вселенной. Особенно нужно с малых лет привыкать к постоянному труду. Пусть лучшая эволюция построится на труде как на мере ценной.
Община, 8.
И войдет в чистый труд высокое качество через любимое мастерство. Утвердится во всей жизни качество прекрасное. Не останется ничего во тьме. Невежественность будет преступлением позорным. Если тьма заразительна, то и Свет привлекателен. Так будем утверждать любимое мастерство, которое вознесет всю жизнь.
Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком.
Община, 10.
Около понятия труда накопилось много наветов. Еще недавно труд презирался и считался вредным для здоровья. Какое оскорбление заключается в признании труда вредным! Не труд вреден, но невежественные условия труда. Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Не только качество труда должно быть высоко, но должно окрепнуть обоюдное желание сделать условия работы ясно понятными. Нельзя проклинать трудом, нужно отличать лучшего работника.
Община, 11.
Как следствие труда безграничного может быть расширение сознания. Но многие недурные люди не мечтают о следствии, запуганные непрестанным трудом и непомерными заданиями.
Община, 133.
Труд может быть четырех родов: труд с отвращением, который ведет к разложению; труд несознательный, который не укрепляет дух; труд преданный и любовный, который дает жатву благую, и, наконец, труд не только сознательный, но и священный под Светом Иерархии. Невежество может полагать, что непрерывное общение с Иерархией может отвлекать от устремления к самому труд, наоборот, постоянное общение с Иерархией дает высшее качество труду. Только источник вечный углубляет значение совершенствования. Нужно установить эту пламенную меру труда. Само приближение к Миру Огненному требует познания труда земного, как ступени ближайшей. Мало кто из трудящихся может распознать свойство своего труда, но если бы труженик устремился к Иерархии, он немедленно подвинулся бы к ступени высшей. Умение поселить в сердце своем священную Иерархию есть тоже умное делание, но такое делание приходит через труд.
Мир Огненный II, 118.
Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами или ремеслами. Каждый должен был приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство сосредоточения. Каждый в стремлении к совершенствованию напрягал волю и внимание. Даже на немногих дошедших до нас предметах можно видеть высокое качество ремесла. Именно теперь настало время снова вернуться к качеству рукоделия. Нельзя положить духовное ограничение в предел машин. Нужно заполнить время качеством рукоделия, которое обновит воображение. Именно качество и воображение соединены на ступенях огненного достижения.
Мир Огненный II, 293.
Труд так же ведет к Высшему Миру, как и знание. Ведь каждый труд есть познавание. Так труд есть молитва.
Аум, 62.
Где же будет мысль о Бесконечности, если человек ограничивает себя земным существованием? Никто не поможет ребенку радостно посмотреть в будущее, потому и труд оказался проклятием. Правда, люди становятся долголетнее, но к чему такая отсрочка, если они по-прежнему не знают о величии Беспредельности!
Аум, 285.
Прочие области труда человеческого также не могут отрешиться от Начала Высшего. Труд земледельца не будет расширяться, если он будет рабом поденным. Каждая работа имеет творческую область. Мысль земная свяжет земными пределами, но эволюция содержит в себе и Высшее Начало.
Пусть будут написаны книги по разным областям труда. Пусть в них сравнивается труд рабский, ограниченный, с трудом вдохновенным и беспредельным. Нужно показать во всей научности, какие возможности открываются при обновлении качества труда. Люди, обиходом подавленные, теряют кругозор. Так же глаза человека не могут сразу освоиться со Светом. Пусть наука всемерно помогает расширению кругозора.
Аум, 301.
Ритм труда есть украшение мира. Труд можно считать победою над повседневностью. Каждый труженик есть благодетель человечества. Представим себе Землю без тружеников и увидим возврат к хаосу. Несломимое упорство выковывается трудом, именно ежедневный труд есть накопление сокровища. Истинный труженик любит свою работу и понимает значение напряжения.
Уже называл труд молитвою. Высшее единение и качество труда возникают от ритмичности. Лучшее качество труда растит ритм Прекрасного. Каждый труд содержит в себе понятие Прекрасного.
Труд, молитва, красота – все грани величия кристалла Бытия.
Аум, 322.
После труда работник и добрее, и терпимее. Много усовершенствования происходит в труде. В труде – эволюция!
Аум, 323.
Каждый труженик имеет право на улучшение своей области работы. Пусть это будет не только правом, но и обязанностью. Каждый труд может быть улучшаем. Такое творчество улучшения будет радостью работника.
Можно представить, что государство должно ободрять и поощрять каждое улучшение производства. Всякая работа в своих приемах может быть беспредельно улучшаема. Не только великие изобретатели имеют удел обогащать человечество, но каждый участник работы своим опытом нащупывает новые возможности и приспособления. Только не нужно отвергать такие попытки. Они могут быть соединены в счастливые применения. Но самое главное благо будет в том, что каждый должен чувствовать себя истинным сотрудником.
Аум, 510.
Плодотворное сотрудничество поможет восприятию постоянства труда. Не может человек делать лишь одно и то же. Но углубление качества и нахождение новых приемов будет постоянным обновлением мысли.
Полюбить постоянство труда можно лишь преуспеянием качества.
Аум, 511.
Труд ненавидимый является бедствием не только для неудачного работника, но он отравляет всю окружающую атмосферу. Недовольство работника не позволяет находить радость и совершенствовать качество. Кроме того, империл, порождаемый раздражением, усугубляет мрачные мысли, умертвляя творчество. Но может возникнуть определенный вопрос: как поступить, если не каждый может найти труд соответственно призванию? Несомненно, много людей не могут приложить себя, как хотели бы. Существует лекарство, чтобы возвысить такое увядание. Научные достижения показывают, что поверх каждодневности существует прекрасная область, доступная всем – познание психической энергии. Среди опытов с нею можно убедиться, что хлебопашцы часто обладают хорошим запасом энергии. Также и многие другие области труда способствуют сохранению силы. Потому среди самой различной работы можно найти мощь возвышающую.
Братство, 92.
Работоспособность должна быть воспитана, иначе она может пробыть в дремотном состоянии.
Братство, 318.
Еще Он [Великий Путник] учил о качестве подвига: «Каждый улучшающий качество труда своего уже совершает подвиг. Даже если он действует ради себя, он не преминет принести и другим пользу.
Труд имеет качество в себе такое, что любой получит от него пользу. Не только в земном мире радуются качеству труда, но и в Тонком Мире наблюдается особое внимание к прекрасному труду».
Утверждаю, что качество труда складывает и дальнейшее восхождение. Ошибочно думать, что лишь цари восходят, а пахари нисходят. Качество труда может быть достигаемо в любом состоянии.
Надземное, 174.
Урусвати знает, что Мы поощряем мастерство во всех областях труда. Каждый может иметь свое искусство, каждый должен приложиться к совершенствованию. Пусть эти попытки будут не очень удачны, но они все-таки помогут найти новое сосредоточение…
Пусть каждый поможет везде, где он может. Пусть не стесняется малыми возможностями. Там, где есть истинное устремление, там и легче помочь. Мы ищем все пути.
Надземное, 298.
Но теперь Мы опять зовем, чтобы и во время труда люди умели наблюдать за свойствами природы человека. Нужно сохранить естественный труд и, в то же время, уметь проследить тонкие ощущения. В таком сочетании люди приблизятся к преображению жизни.
Надземное, 353.
Пусть каждый отдаст себе отчет, какой труд для него будет праздником. Пусть каждый проверит себя, на каком труде умножаются его силы. Отдых – в смене труда. Да, да, да, люди еще долго не поймут, что отдых может быть в смене труда. Также будет не усвоено, что мышление есть труд. Никто не признает, что мыслитель творит нечто действительное среди мышления.
Надземное, 363.
Легко сказать, чтобы люди не одурманивались, но им нужно предложить пути возвышенные… Мастерство должно быть дано каждому человеку. В рукодельных творениях человек познает вечное совершенствование.
В каждом своем состоянии человек может приобщиться к какому-то ремеслу. Это мастерство сохранит человеку молодость мышления, – оно преобразит дом в очаг прекрасный. Сколько независимости создает вольное мастерство! Люди любят примеры: в разных веках можно наблюдать за развитием свободного мастерства. В нем и гимны труду споются звучнее, и сколько полезных улучшений произойдет.
Мы говорили, что ритм труда есть своеобразная йога. При каждой йоге нужно устремление и восхищение. Эти цветы растут в саду мастерства. Возлюбив мастерство, человек полюбит и каждый труд, и тем ближе будет он и к Нам.
Мыслитель наставлял, что тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту.
Надземное, 500.
Мы твердим, что труд дает истинную радость труженику. Мы полагали труд в основу семьи и государства, но теперь следует добавить еще самое значительное качество труда, – он дает радость не только самому труженику, но и кому-то уявленному.
Каждый труд, несомненно, дает кому-то радость. Такая радость может быть не велика, но может быть огромная. Явление вселенской радости будет тоже следствием труда.
Не забудем, что в Надземном Мире такая радость нетленна. Она создает признательность…
Сотрудничество ценно, когда оно укрепляется утверждением преданности. Так поймем труд как явление соборной радости.
Мыслитель завещал труд как Радость Надземную.
Надземное, 844.
Мы уже говорили, что отдых есть смена труда, но нужно иметь в виду иные полезные отдохновения. Такими будут: общение с Надземным Миром, обогащение познания, созерцание величия Природы и творчество человека. Одни назовут такое отдохновение расширением сознания, другие – освобождением от эгоизма, третьи – победою духа и все будут правы. Восторг возвышенных восприятий может преображать жизнь, если человек сумеет сохранить в себе такие целебные вибрации.
К сожалению, весьма редко люди могут воспользоваться такими истинными ценностями, обычно ярая злоба помешает заметить наиболее прекрасное. Человек, вместо сужденного отдохновения, погружается в раздражение и вредит не только себе, но и всему окружающему.
Следует в школах объяснять, в чем заключается отдохновение, приносящее здоровье духа и тела. Пусть молодые строители жизни найдут равновесие труда и отдохновения. Пусть они найдут время помыслить о Мире Надземном. Они, может быть, начнут с насмешки, но затем простая логика заставит подумать глубже. Может быть, они начнут мыслить от астрономии, или химии, или от любой отрасли физики, и они натолкнутся на нечто им неизвестное. Особенно теперь, когда люди начинают мыслить об энергиях, можно ожидать, что пытливые умы поймут ширь возможностей, преображающих бытие. Но люди еще далеки от свободы мысли. Пусть мысль освободит угнетенных рабов.
Мыслитель говорил: «Труд – освободитель, но мысль – путеводитель».
Надземное, 857.
Можно мысленно изгнать самость, но многие ли могут так возвышенно мыслить? Труд приходит им на помощь и оградит от несовершенного быта. Люди мало пользуются трудом как предохранителем от ныряния в пучину пошлости.
Искание лучшего качества уже есть устремление в лучшее будущее. Не без причины Йога Труда предлагалась человечеству как близкий путь к достижению. Не будем молчать о необходимости труда с малых лет. Пусть семья и школа творят тружеников и творцов.
Надземное, 839.