Skip to main content

Человечество входит в Новую Эпоху, приближается к более высокому витку спирали своей космической эволюции. Возможность перехода на этот виток обусловлена как объективными законами Космоса, так и усилиями людей, устремленных к духовному совершенствованию. Только при слиянии этих потоков эволюции возможно прогрессивное развитие человечества.

Определяющим качеством человека Новой Эпохи будет духовность, или достаточно высокий уровень развития его тонкоматериальной природы. Это качество, связывая человека с энергетическими потоками космической эволюции, выступает их проявлением в его жизни. В Учении Живой Этики, в письмах Е.И.Рерих, в работах других членов семьи Рерихов духовно развитый человек характеризуется прежде всего признанием Высшего начала как определяющего для всей жизни; сердцем, преисполненным самоотверженной, действенной любви; чистотой помыслов; готовностью к самопожертвованию и подвигу, к труду и сотрудничеству на Общее Благо; устремленностью к красоте; борьбой за духовную свободу; претворением отмеченных качеств в жизни каждого дня. Гармоничное развитие духовных качеств имеет существенное значение для эволюции человека и человечества. Но ведущую роль в развитии человека Новой Эпохи будет играть сердце, синтезирующее все грани нашей духовности.

Человек как вид совершенствуется уже не один миллион лет. В течение значительного исторического периода развивался его ум. Однако на нынешнем этапе человеческой эволюции развитие интеллекта значительно опережает и сдерживает его духовное развитие. Для преодоления этой односторонности ум нужно одухотворять сердечностью, то есть все мысли необходимо пропускать через сердце. Ибо только с помощью сердца можно проверить их качество, соответствие законам Бытия.

По своей природе человеческое сердце есть проявление Единого Космического Сердца, которое представляет собой более высокую энергетическую структуру. Для раскрытия космической сущности сердца человеку нужно освободиться от эгоизма, сделать свое сердце доступным красоте и любви. Опираясь на свободную волю, в мыслях и чувствах своих, во всех жизненных ситуациях человек совершает выбор между высшими и низшими побуждениями своей природы, Культурой и невежеством, личными интересами и Общим Благом.

Оказываясь на путях невежества, человек затрудняет прилив космических энергий к своему сердцу и по этой причине может превратиться в бессердечного и бездуховного индивида. Выбор человека в пользу прекрасного, в пользу Культуры очищает его сердце от наростов эгоизма и открывает его более высоким энергиям Космоса, ибо именно сердце является тем органом, благодаря которому человек способен ассимилировать энергетические потоки космической эволюции.

Такой человек на определенном этапе своей эволюции будет способен к синтезу энергий различных миров. Синтезируя их в своем сердце, человек сможет находить равновесие между Высшим и земным, подходить к временному как к одному из проявлений Вечного. Способность эта будет опираться на самоотверженную, действенную любовь человека к более совершенному и прекрасному в Мироздании, природе, людях.

Природа, наделив человека частицей Космического Сердца, вложила в его руки мощнейшее средство развития. Однако наличие этого природного качества у человека еще не гарантирует ему перехода на более высокий виток спирали космической эволюции. Его переход на этот виток зависит от того, насколько сильна его любовь к более совершенному и прекрасному, от того, в какой мере он устремлен к духовности. Поэтому, чем сильнее человек сердцем своим устремлен к добру, красоте и вообще к Культуре и чем больше он отдает себя служению на Общее Благо, тем в большей мере он способен воспринимать эти энергии и претворять их в жизни.

Энергообмен между различными структурами Космоса, жизнь человека на ее сущностном уровне, а отчасти и на других уровнях своего проявления, носит сердечный характер. Сердечность представляет собой неотъемлемое качество Мироздания, человеческого бытия. Но проявление этого качества в жизни зависит прежде всего от самого человека. Поэтому сейчас очень важно, чтобы люди претворяли сердечность, данную им от природы, в различных формах жизни.

Важным качеством человеческого сердца в его сущности является общечеловечность. «Хор светом горящих сердец – великая сила. Даже два объединенных сердца могут творить то, что не под силу ста разъединенным. Можно приветствовать каждое доброе единение. Когда-то объединятся сердца всех народов Земли в одно всепланетное сердце» [Грани Агни Йоги. 1964 г., с. 102]. Человечество и планета, на которой оно обитает, представляет собой единое целое. И необходимым условием эволюции человечества выступает развитие сердечности человеческих отношений, сердечности отношения людей к природе, планете. Основа такой сердечности заключается в признании каждым человеком интересов других людей, интересов всего человечества как своих собственных. Общечеловечность сердца проявляется в энергетическом взаимообмене созвучных сердец. Энергообмен сердец представляет собой животворный механизм сотрудничества. Общечеловечность сердца проявляется тогда, когда человек всем сердцем своим сопереживает, сорадуется, сострадает другим людям, миру. К такому сопереживанию в большей мере предрасположено женское сердце.

Женщина создана эволюцией как существо более совершенное в духовном плане по сравнению с мужчиной. У нее более тонкая психическая организация, чистое, нежное и чуткое сердце. Женское сердце – это и сердце матери, любящее своих детей; и сердце жены, служащее духовной опорой мужа, и сердце устроительницы дома, наполняющее его теплом и уютом; и сердце учителя, самоотверженно устремленное к детям. Везде женщина соучаствует своей сердечной любовью, зажигает сердца людей, пробуждает и утверждает сердечность жизни.

Именно поэтому женщина в Новую Эпоху будет играть ведущую роль в возрождении и расцвете России, в эволюции всего человечества. Россия располагает мощнейшим сердечным потенциалом, претворение которого в жизни не только женщинами, но и мужчинами безусловно приведет нашу великую страну к светлому будущему, а женщина займет свое почетное, духовно царственное положение в обществе.

Воспитание сердца в Живой Этике понимается как его питание всем возвышенным и прекрасным. Это очень тонкий, сложный и ответственный труд.

С чего же начинать воспитание сердца? В Живой Этике прежде всего советуется хотя бы иногда подумать о сердце, ибо мысль о сердце уже будет полезна и плодотворна. Хорошо также поговорить со своим сердцем, прислушаться к его голосу. Воспитание сердца, как отмечается в Живой Этике, можно начинать уже с двухлетнего возраста, и ведущая роль в этом процессе принадлежит матери.

«При воспитании сердца прежде всего выдвигается понятие труда» [Сердце, 411]. Именно в труде, одухотворенном Высшим, возникают наиболее благоприятные условия для питания сердца всем возвышенным и прекрасным. Но если притаилось где-то принуждение, разумного сотрудничества и желательного следствия не получится.

Существенную роль в воспитании сердца играет искусство. Произведения подлинного искусства (живописи, музыки и т.д.) конденсируют энергию, которая возжигает сердца людей. Искусство является частью Культуры. Поэтому освоение человеком Культуры во всех ее формах и прежде всего развитие культуры собственных мыслей и чувств делает сердце чище и открывает его более высоким энергиям.

Сердце не терпит никакого насилия, никакого механического вмешательства. Оно – «самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться энергией» [Братство, 290]. Воспитывается сердце в сфере чувств. И здесь очень важно проявлять милосердие, сострадание, мужество, любовь и другие высокие чувства, так как через их развитие сердце становится более утонченным.

В сердце сосредоточена духовная жизнь человека, а дух развивается медленно. Поэтому в воспитании сердца нужно проявлять терпение. При воспитании сердца важна дисциплина, состоящая в освобождении сердца от беспокойства и волнения. Все это говорит о том, насколько велика ответственность человека за воспитание своего сердца, ибо оно является каналом спасения и человечества, и планеты. «Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом. Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить. Не отнимая извилистый путь мозга, разве можем умолчать о прямейшем достижении сердца, о стрелоподобном луче, равном чудо-сердцу?» [Сердце, 353].

Спасение от всех бед и всех зол в человеческом сердце. Нужно вспомнить о своем забытом и пренебрегаемом сердце, не полагаться более на свой обманчивый рассудок, но обратиться к мудрости верного сердца. Нужно обратить все усилия на оздоровление сердца, все внимание – на воспитание и образование сердца, ибо без этого нет дальнейшего пути. Как ранее прилагались заботы о развитии интеллекта, так теперь должны быть приложены усилия на образование и воспитание сердца. Нужно создать культ сердца, как ранее был Создан культ интеллекта. Нужно изменить свой взгляд на сердце как на физиологический орган, ибо, воистину, оно – центр всего сущего.

Составлено по материалу:
Фролов В.В. Воспитание сердца как путь развития человека Новой эпохи.
// Новая эпоха – новый человек: Материалы Междунар. научно-общест. конф. 2000.
– М.: Междунар. Центр Рерихов. 2001. – 336 с.

 

Живая Этика о сердце

 

Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем, – так нужно стремительно идти путем восхождения. Творчество обнимает огненный потенциал и насыщается сокровенным огнем сердца. Как излучать явленные лучи, если нет пламени, утвержденного в сердце? Именно свойство магнита заложено в сердце. Творчество высшее насыщается этим великим законом. Так каждое завершение, каждое объединение, каждое великое космическое единение совершается пламенем сердца. Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем. Так дуги сознания сливаются в пламени сердца.
Сердце, 1.

Сердце есть средоточие, но менее всего эгоцентричность. Не самость живет в сердце, но общечеловечность. Лишь рассудок окутывает сердце паутиною эгоцентричности. Добросердечие измеряется не столько так называемыми добрыми действиями, причина которых бывает слишком различна, но самым внутренним добросердечием; оно зажигает тот Свет, который во тьме светит. Так сердце является поистине международным органом.
Сердце, 7.

Бессердечие есть не что иное, нежели акультурное состояние сердца. Малодушие – ограниченность мышления. Нетерпимость принадлежит к той же семье мерзостей, умаляющих священный сосуд сердца. Уже знаете, что утонченное, нагнетенное сердце дает толчок, подобно динамо, тем показывая, что оно есть сосуд мировой энергии. Но культура сердца не накопляется, не получая соответственного питания. Также лучший аккумулятор будет бездействовать, если он не защищен и не соединен правильно. Сердце требует постоянного питания, иначе, лишенное связи высшей, оно разлагается.
Сердце, 9.

63. Сердце, предавшееся добру, излучает Благодать непрестанно, независимо от намеренных посылок. Так солнце не шлет преднамеренных лучей. Сердце, злу поклявшееся, будет извергать стрелы сознательно, и бессознательно, и непрестанно. Сердце добра сеет вокруг себя здоровье, улыбку, духовное благо. Сердце зла уничтожает тепло и, упырю подобно, высасывает жизненные силы. Так непрестанна деятельность сердец добра и зла.
Сердце, 63.

Сердце именно знает, где оно, высшее или низшее; но обессиленное, затуманенное сердце само окажется на низшем уровне; тогда даже низшее покажется высшим. Чистота сердца есть самая нужная собственность. Мудрость, мужество, самоотверженность не вмещаются в затуманенном сердце…
Положительно, все свойства измеряются сердцем.
Сердце, 69.

Даже в самые древние времена люди понимали значение сердца. Они считали сердце обителью Бога; они клялись, полагая руку на сердце. Даже самые дикие племена пили кровь сердца и съедали сердце врага, чтобы усилить себя. Так показывали значение сердца. Но теперь, в просвещенное время, сердце умалено до физиологического органа… Нужно, прежде всего, напомнить о значении сердца как соединителя миров. Огонь сердца разве не есть самый пространственный огонь?
Сердце, 73.

Любовь, подвиг, труд, творчество – эти вершины восхождения при любой перестановке сохраняют восходящее стремление. Какое множество привходящих понятий они заключают в себе! Какая же любовь без самоотвержения, подвиг без мужества, труд без терпения, творчество без самосовершенствования! И над всем этим воинством благих ценностей водительствует сердце. Без него самые терпеливые, самые мужественные, самые устремленные будут холодными гробами! Отягощенные знанием, но неокрыленными будут бессердечные!
Сердце, 75.

Если сердце – аккумулятор и трансмутатор энергий, то должны быть и лучшие условия возмущения и привлечения этих энергий. Самое основное условие будет труд, как мысленный, так и физический. В этом движении собираются энергии из пространства. Но нужно понять труд как естественное наполнение жизни. Так труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле космическом.
Сердце, 79.

Могут спросить: «К чему этические рассуждения в книге “Сердце”?» Но прежде всего нужно напомнить о гигиене сердца. На гигиену сердца нужно смотреть, как на необходимую деятельность. Нужно отбросить все рассуждения об отвлеченной этике. Хорошо то, что здорово во всех измерениях. Мы настаиваем, что каждый вступивший на путь Учения будет прежде всего здоров духом. Можно ли во зле следовать к Свету? Истинно, Свет обнаружит каждую крупицу зла!
Сердце, 89.

Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонения? Честный человек назовет сердце. Не назовет он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце, оно наполнено чувствознанием.
Сердце, 334.

Правда, сердце в сущности своей не оторвано от высших сфер, но нужно претворить этот потенциал. Сколько преломлений происходит в сердце, не очищенном мышлением высшим! Множество ценных посылок примет уродливое очертание только потому, что сердце пребывало в небрежении. Такое множество лучших тончайших определений и чувствований не вмещается в сердце заброшенном! Злоба разве не совьет гнезда в сердце загрязненном? И не примем эти слова как отвлеченное поучение; нужно воспитывать сердце. Нельзя образовать мозг без утончения сердца. Старая метафизика или современная психология пытаются дойти до сердца, но как же дойти предмету, в котором само слово «сердце» не упоминается!
Сердце, 358.

Предпочтительно уговорить себя в том, что сердце вовсе не наш орган, но дано для высших сношений. Может быть, если люди начнут считать сердце чем-то ссуженным свыше, они отнесутся более бережно. Некий отшельник вышел из своего уединения с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же его спрашивали, почему он не говорит о милосердии, терпении, преданности, любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится». Действительно, можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпение, если обитель его закрыта? Так, чтобы не терзаться неприложимыми благами, нужно создать для них сад, который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая.
Сердце, 389.

Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это как непобедимую истину. Потому, когда говорим о сердце, мы утверждаем твердыню чувства. Но как далеко чувство сердца от похоти! Учение о творящем чувстве будет познанием творчества мыслей. Не будем расчленять область чувства, ибо это цветущее поле. Знаем посев чувства, но где же плоды одного разума? Не может творить рассудок, если не дать зерно сердца. Так, когда говорим о сердце, говорим о Прекрасном.
Сердце, 391.

Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста.
Прежде всего, можно рекомендовать молоко матери или козье, но наемная кормилица – уродливое явление. Кроме того, молоко матери часто удобоваримее и содержит уже частицы сердечной энергии. Но до сих пор это не принималось в расчет; даже самые простые люди чуют больше истину, нежели холодные догматики.
Сердце, 408.

При воспитании сердца, прежде всего, выдвигается понятие труда. С первых лет устанавливается труд как единственная основа жизни, как совершенствование. При этом уничтожается представление об эгоизме труда, наоборот, присоединяется широкое понимание труда на пользу общую. Такое представление уже значительно утончает сердце, но впоследствии такое расширение понятия труда станет недостаточным, тогда в огнях сердца создается труд пространственный для будущего. Тогда никакое отрицание не препятствует росту труда. Тогда пространственный труд сознательно проникает в высшие сферы.
Сердце, 411.

Так сердце может быть названо самым индивидуальным органом. Потому и методы воспитания сердца должны быть очень подвижными. Нужно с самых малых лет обращать внимание на отвращения или на склонности. Нелепо считать часто непонятные отвращения как невежественные глупости. Нередко в этом сказывается целый строй сердца, и могут быть построены самые полезные выводы. Но больше всего нужно опасаться сердца, не знающего ни склонности, ни отвращения. Значит, сердце спит. Таких спящих сердцем много, и это ведет к распаду духа. Так еще раз самое непостижимо духовное связано с физическим проявлением.
Сердце, 428.

Гигиена сердца предполагает добрые дела, но в широком смысле. Так не входят в добрые дела поощрения предательства и злоумышления, поощрения лжепророков, обманщиков, трусов и всех служителей тьмы. Добрые дела не содержат позорного небрежения и умышленного укрывательства. Добрые дела имеют в виду благо человечества. Так сердце приобретает торжественность, как созвучие сфер. Добрые дела, действительно, различаются на благие подвиги, не ожесточенные, но целесообразные.
Сердце, 467.

Так с людьми и бывает, когда самые, казалось бы, уже явленные устремления вдруг преломляются. Так происходит от недостатка сердечного воспитания. Этот предмет нужно проходить и в семье, и в школе. Нужно придать ему не вид опыта, но твердо вести развитие памяти, внимания, терпения, доброжелательства и после обратить наблюдательность за ощущениями сердца. Так будет заложена торжественность и любовь к Прекрасному. Так определится граница Cвета и тьмы. Дети любят Свет.
Сердце, 498.

Просим врачей разных стран заняться исследованием сердца. Существует много санаториев для всевозможных болезней, но нет Института Сердца… Институт Сердца будет Храмом расы будущей. Институт Сердца, конечно, войдет в Общество Культуры, ибо понятия Сердца и Культуры неделимы.
Сердце, 504.

Уявление сердечных припадков чаще всего вызвано именно недуманием о сердце, и мы готовы предаться любым излишествам, лишь бы самому себе не показать уважения к сердцу, как к центру сущего.
Сердце, 543.

Можно уговорить сердце действовать. Не следует смотреть на такие разговоры с сердцем как на ребячество. Так же, как молитва действует, когда сознательна, так же мы заставляем сердце концентрировать энергию – это и будет лук напряженный. Когда огонь сердца светит и пылает при каждом касании, тогда и зов к сердцу может стать молчаливым. Но при начальном воспитании сердца нужно прибегать к беседе с нашим центром – так справедливо можно называть сердце.
Сердце,562.

Осознание высших сил дается не в школах, не извне, но именно живет в сердце, будучи самым краеугольным воспоминанием жизни Тонкого Мира. Можно сказать: будьте благословенны, которые сохранили в сердце самое Прекрасное. Тучи человечества от забвения самого нужного. Ночь дана как возвышение духа, но люди сказали в неведении: «Сон подобен смерти». Нелепо сравнивать тайну чудесную с разложением. Нужно от малых лет твердить, что сон называется беседою с ангелами. Когда слова не нужны, тогда начинается познание сердечное.
Мир Огненный II, 96.

Истинно, лишь сердце может вникать во все действия, во все побуждения, во все сущности, являя распознавание. Для проникновения в Мир Огненный нужно особенно распознавать сердцем.
Мир Огненный III, 101.

Самый мощный источник огненных энергий, сердце, еще не исследован как явление двигателя и творчества. Нужно проникнуть в сущность творчества, чтобы понять, насколько сердце непобедимо, когда все огни зажжены. Нужно знать, что лишь истинный источник мощных энергий может создавать. Потому воспитание сердца должно быть понято как возжжение всех огней.
Мир Огненный III, 206.

…достаточно сказано, что сердце, устремленное к высшему качеству всей жизни, будет проводником психической энергии. Никакая насильственная условная подвижность к проявлению сердечной деятельности не полезна. Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией.
Братство, 290.

Мыслитель не однажды указывал на сочетание рассудка с сердцем. Познающий не может быть бессердечным. Если ученый жесток, значит, он не будет близок к истине.
Надземное, 235.

Урусвати знает, что ханжество основано на бессердечии. Между тем, связь с Высшим покоится на сердце, на сердечности во всем ее объеме. Ярость бессердечия бывает очень велика, при этом она захватывает широкие круги. Люди думают поразить одного, но в то же время поражают многих. Тяжка карма таких бессердечных безумцев.
Надземное, 244.

Урусвати знает, сколь велико число каменных сердец. Посмотрим, что подразумевал Мыслитель под этим суровым наименованием? Он не столько думал о жестокости, сколько об оцепенении, когда ни горячее, ни холодное уже недоступно. Нельзя назвать такие сердца злыми, ибо они не знают ни добра, ни зла…
Они многочисленны и составляют тот груз, который препятствует эволюции.
Надземное, 300.

Правда в сердце, знание в сердце, прозрение в сердце. Указано, что йога Любви самая краткая, но ее можно справедливо назвать йогою Сердца.
Все познавания Надземного образуются в сердце. Мысль зарождается в сердце и лишь передается в мозг. Пусть каждый желающий обратится к Надземному, призовет мощь сердца – лишь оно отзвучит на Беспредельность.
Мыслитель поучал: «Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе бессердечным».
Надземное, 489.

Огненная сущность есть магнит сердца. Именно сердце может отворить вход в Высшие Миры. Не нужно особых истязаний. Любовь, труд и красота доступны всем, в любом состоянии. Нужно утвердить жизнь на этих основах. Нужно детям разъяснить, насколько они кузнецы своего счастья. Пусть воспитание идет впереди образования.
Надземное, 812.

Урусвати знает мощь сердца. Уже в глубокой древности люди осознавали не только телесную, но и духовную мощь сердца. Самые сильные молитвы возносились из сердца, но затем, в веках, духовное значение сердца было умалено, и оно было сведено на положение физического органа. Но скоро внимание людей было привлечено мозгом, и тем сердце было отнесено к вспомогательным органам. Люди забыли, что сердце есть сеятель, а мозг есть пахарь и жнец. Никто не будет ждать урожая от незасеянного поля, так и сердце не даст надземных семян, если сознание утеряло понимание Надземного Мира. Можно понять, что самая высокая мощь не проявится, если человек не вызовет ее сознательно.
Явление значения сердца должно возрасти в ближайшем будущем; не только изучение мозга, но и познание всех качеств сердечной деятельности. Мы не ограничиваем изучение сердца только со стороны психической энергии. Пусть наука многообразно подойдет к широкому пониманию. Конечно, вся мозговая деятельность, вся нервная система, все выделения желез будут изучаться как каналы родника – сердца.
Ничто не должно быть умалено, но человек пусть помнит, в чем сосредоточие его бытия. Не упустим научных достижений различных народов, как древних, так и современных. Не нужно яро презирать старинные постижения, ибо в них можно найти проблески истины.
Мыслитель говорил: «Сердце – ведун, сердце – вещун, сердце – вестник надземный».
Надземное, 819.