Skip to main content

Новый выставочный проект

ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ

«Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

приуроченный к 120-летию путешествия по древнерусским городам
Николая Константиновича и Елены Ивановны РЕРИХОВ

Международный Центр Рерихов и Международный комитет по сохранению наследия Рерихов презентовали новый выставочный проект «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченный к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам.

17 и 18 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (Смоленск) и в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) состоялось торжественное открытие выставочного проекта.

Организатор выставки: Международный Центр Рерихов.

Соорганизаторы выставки: Международный Комитет по сохранению наследия Рерихов, Советский Фонд Мира, Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха и региональные рериховские организации.

Выставки в рамках проекта планируется провести в городах и исторических местах, связанных с экспедиционным маршрутом Рерихов в 1903–1904 гг. Время осуществления проекта: 2023–2024 гг.

Имя Николая Константиновича Рериха (1874–1947), всемирно известного русского художника, философа, путешественника, ученого и общественного деятеля, стало символом мира, культуры и созидания. Вклад семьи Рерихов в отечественную и мировую культуру имеет всеобъемлющее значение.

Летом 1903 года Николай Константинович, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по Руси. Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков и другие. Отправным пунктом маршрута стал Санкт-Петербург, родной город художника.

По поручению Императорского общества поощрения художеств Н.К.Рерих создал целую коллекцию эскизов и этюдов русской старины. Он изучал древнерусскую архитектуру различных эпох и школ, исследовал старинную живопись, фрески, иконы, предметы прикладного искусства, собирал народные сказания, песни.

Итогом поездки «по старине» стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих на маршруте экспедиции. В январе 1904 года этюды Н.К.Рериха были представлены на выставке Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. В целом эта большая живописная серия насчитывала около 90 архитектурных этюдов. В них широко было показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти картины искусствовед Сергей Эрнст.

В очерке «По старине» художник вспоминал: «Минувшим летом мне довелось увидать много нашей настоящей старины и мало любви вокруг нее … и много где памятники стоят мертвыми…».

В своих статьях Н.К.Рерих поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры. Художник увидел ужасающую картину разрушения исторического и культурного наследия Руси, встретил равнодушие чиновников и их нежелание сохранить для будущего наследие старины. Путешествие «по старине» послужило началом широкой общественной деятельности Рериха в защиту культуры: «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных». Спустя несколько десятилетий им был разработан международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха, который стал первым договором в защиту культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. Впоследствии он послужил основой для создания и деятельности ЮНЕСКО.

Выставочный проект популяризирует творческое наследие Н.К.Рериха, а изучение памятников старины дает импульс для познания героической истории России и родного края, воспитания патриотизма у молодежи. В рамках проекта пройдут разнообразные культурно-просветительские мероприятия. Одной из главных задач проекта является привлечение внимания государственных и общественных организаций к проблеме охраны и воссоздания разрушающихся памятников культуры в регионах России с целью сохранения нашего великого культурного достояния.

 Маршрут проекта

 

Более столетия назад прозвучал зов Николая Константиновича Рериха изучать и бережно сохранять наследие старины. Многими его зов был услышан. Сегодня этим вопросам посвящены многие культурно-образовательные и выставочные проекты. Один из них был представлен 9 февраля 2024 года в Губернаторском доме – корпусе № 2 Пензенской областной картинной галереи имени К.А.Савицкого.

Организаторами проекта в Пензе стали рериховские общества городов Сызрани и Заречного (Пензенская область).

26 января 2024 года во Владимире выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» открылась в средней общеобразовательной школе № 49 имени М.М.Сперанского.

Проведение выставочного проекта в школьном учреждении, где основными участниками являются дети, стало знаковым событием года, символизирующим начало новых дел под эгидой культуры.

10 декабря 2023 года экспозиция открылась в детской библиотеке №  5 города Коврова Владимирской области.

Местные жители получили уникальную возможность увидеть на этюдах Н.К.Рериха красоту старинных храмов, мощь башен и кремлевских стен древних городов Руси. Всего на выставке представлены 34 репродукции картин Н.К.Рериха из этой архитектурной серии.

Именно Вятское оказалось первым на маршруте путешествия, 120-летие которого отмечается в 2024 году. Из него Николай Константинович привез более 80 живописных этюдов. Часть из них получила временную прописку в Вятском.

– Вспоминая имя Рериха, мы сразу понимаем, что общность культур и проникновение нас всех душами в эту общность культур, поднятие духа российской провинции – это наше главное дело, – сказала Любовь Казарновская, оперная певица, житель Вятского.

27 октября 2023 года в Гаврилово-Посадском краеведческом музее (Ивановская область) состоялось торжественное открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченного к 120-летию путешествия всемирно известного художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константинович Рериха с супругой Еленой Ивановной по древним городам России.

23 сентября 2023 года в Музее А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина города Казани открылась выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященная 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам. 

Во время этой экспедиции Николай Константинович посетил более 40 старинных городов, в том числе Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Юрьев-Польский, Смоленск, Изборск, Псков, Углич… Вместе с Еленой Ивановной побывали они и в Казани. Казань стала самым восточным городом на маршруте путешествия Рерихов по Руси. 

9 июня 2023 года в Нижегородской областной универсальной научной библиотеке имени В.И.Ленина состоялось торжественное открытие выставочного проекта Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее».

Среди приглашенных на открытие выставки были представители областной администрации, директор Нижегородского художественного училища, народный художник, академик РАУ А.Н.Гущин, директор Музея Нижегородского университета им. Лобачевского Н.Б.Кузнецова и другие представители культурной общественности города.

17 мая 2023 года в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых (Смоленск) состоялось торжественное открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченного к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древнерусским городам. В 1903 году они начали двухлетнюю экспедицию по России. Супруги посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Смоленск, Изборск, Псков и другие.

18 мая 2023 года в Санкт-Петербургском архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ) состоялось открытие выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», приуроченной к 120-летию путешествия Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов по древним городам России и подготовленной к экспозиции Санкт-Петербургским отделением МЦР.