Skip to main content

Простота – признак величия духа

Юрий Николаевич Рерих. МоскваИз всей семьи Рерихов Юрий Николаевич кажется нам особенно недосягаемым в связи с колоссальностью его научных знаний. Он – как неприступная вершина, которой можно только любоваться, но нельзя приблизиться к ней, потому что мы ещё не способны так многое вместить. Подумать только: молодой человек блестяще оканчивает восточные отделения лучших университетов мира: Гарвардский – со степенью бакалавра, в Сорбонне получает степень магистра индийской филологии. Выдающийся востоковед, этнограф, лингвист, «великий монголовед», «величайший в мире тибетолог»[1], он не просто знал более тридцати языков, большинство из них он знал в совершенстве! По словам профессора Рам Рахула, возглавлявшего Департамент по центрально-азиатским исследованиям Университета им. Дж. Неру в Дели, духовный глава буддистов Далай-лама говорил, «что никто не знает Тибета так, как Джордж Рерих... что ему доставляет радость говорить с Рерихом, ибо уровень его знания тибетского языка мог быть украшением в любом тибетском высокопоставленном доме»[2].

Читая воспоминания современников о Ю.Н. Рерихе, невозможно не удивляться их впечатлениям от общения с этим учёным, обладавшим столь обширными знаниями. Никаких внешних признаков величия, никакого отличия от обычных людей, напротив – удивительная скромность и неподражаемая, располагающая простота.

«Каждую среду после работы я приходил к Юрию Николаевичу, — рассказывает художник-космист Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий. – Гостеприимный хозяин радушно встречал в передней; он всегда считал своим долгом раздевать и одевать гостей, несмотря на наши протесты. Он садился за стол, обычно заваленный книгами, и начиналась неторопливая, проникновенная и ласковая беседа»[3].

А вот как характеризует Юрия Рериха в своём интервью Леопольд Романович Цесюлевич, заслуженный художник России, рериховед: «Юрий Николаевич был очень прост и естественен в жизни. Не было ничего нарочитого, подчёркнутого, – ни в пище, ни во внешнем облике... [Он] был простой, жизнерадостный, весёлый, не был чужд шутке, юмору. Говорил с друзьями нежно, тихо, ласково. ...Был удивительно деликатен и чуток»[4].

Академик АН МНР Шегдарын Бира, в то время начинающий аспирант, так вспоминает о своём первом визите к Ю.Н. Рериху. Дверь ему открыл сам Юрий Николаевич, который очень любезно произнёс по-русски: «Заходите!» – и тотчас же перешёл на монгольский. «Мне стало сразу легко, спокойно... беседа захватила меня, и я не заметил, как пролетело больше двух часов»[5]. И это несмотря на чрезвычайную занятость учёного.

Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко, жена художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко, делится своими впечатлениями: «Человек с такими обширными знаниями, он никому ничего не вещал. Он был удивительно скромным и в то же время поразительным по глубине собеседником. Никогда он не давал почувствовать, что он всё знает. К собеседнику любого уровня он всегда относился с глубоким уважением»[6].

А художница Илзе Рихардовна Рудзите отмечает: «Я заметила, что у всех людей, которые общались с ним, в том числе и у меня, в его присутствии растворялись любые волнения, напряжённость, застенчивость и прочее и человек начинал чувствовать себя особенно хорошо, как будто наравне с ним»[7].

Юрий Николаевич Рерих. МоскваЮ.Н. Рерих мог быть и суровым: многие отмечали, что, когда он встречался с недобросовестностью или ленью, в его голосе звучала сталь. Но сейчас подчеркнём именно присущую ему простоту во всём: в одежде, общении, речи. Никто не чувствовал пропасти, разделявшей Юрия Николаевича и собеседника, которая, казалось бы, при таком огромном арсенале его знаний должна была чувствоваться сама собой.

Выступая с лекциями о Н.К. Рерихе, Юрий Николаевич, по словам очевидцев, иногда цитировал отдельные абзацы из статей Николая Константиновича, но чаще рассказывал обо всём своими словами – просто, доходчиво и убедительно. И эту простоту и доходчивость его речи подчёркивают все.

Обратимся к Учению Живой Этики. «Знание приводит к простоте»[8]. «Наши друзья не будут высокомерны и напыщенны, ибо простота есть идеал»[9]. «В этой простоте заключается вся очередная Тайна, ещё так недоступная людям, бредущим по пояс в предрассудках»[10].

В «Гранях Агни Йоги» читаем: «...простота и ясность изложения свидетельствуют о ясности сознания»[11]. «Отсутствие простоты – явный признак отсутствия духовности. Простота – великое понятие. Надо быть духом великим, чтобы являть простоту. (...) Чем выше, тем проще»[12].

Ю.Н. Рерих был представителем Новой Эпохи. Он, как и все Рерихи, стал для нас живым примером нового человека, человека наступающего светлого будущего. Обладая высочайшим знанием, он являл собою необыкновенную простоту, ибо всё великое – просто.

Шумеева Татьяна

Источник: https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/51743


[1] Воспоминания о Ю.Н. Рерихе. Новосибирск, 2002. С. 29.

[2] Там же. С. 30.

[3] Там же. С. 64.

[4] Там же. С. 78 – 79.

[5] Там же. С. 46.

[6] Там же. С. 104.

[7] Там же. С. 19.

[8] Аум. 508.

[9] Надземное. 581.

[10] Листы Сада Мории. Озарение. 2 – IV – 3.

[11] Грани Агни Йоги. VIII. 293.

[12] Там же. VI. 222.